В день памяти жертв геноцида пензенские евреи вспомнили о погибших

Списки погибших в нацистских лагерях и гетто помогали составлять члены Пензенской еврейской общины.

Имен сотни, возраст разный: Сима Кабакова, 7 лет, Роза Гуревич, 30, Хана Дубовицкая - 70. Фашисты не щадили ни детей, ни взрослых.

В день памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны в общине достают списки. В них нет, но могла быть фамилия Быстрицкий.

Михаилу Львовичу и его семье удалось чудом выжить в гетто города Бершадь Винницкой области. В 41-м Быстрицкому было 5 лет, 3 года он провел в постоянном ожидании смерти.

«Наши люди относились к нам нормально, а немцы просто ужас как. Они могли убить человека в любой момент. Евреев они очень ненавидели. То, что наша семья спаслась, - это чудо», - вспомнил бывший узник гетто Михаил Быстрицкий.

Почти каждый еврей пензенской общины старше 72 оказался очевидцем событий Великой Отечественной. Михаил Цесис, Анатолий Чудновский были детьми, но запомнили, как в спешке пришлось покидать родные дома.

«На следующий день после того, как мы убежали, вошли немцы. Мы ехали в товарных вагонах, нас бомбили. Из Днепропетровска мы попали в Казахстан. Война сама по себе страшное дело, но когда она сопровождается еще и геноцидом, это просто катастрофа», - подчеркнул председатель Пензенской еврейской общины Михаил Цесис.

Анатолию Чудновскому довелось руководить общиной Мариуполя. Там в списках погибших оказалась половина евреев города.

«Стариков посадили в машины и повезли, тех, кто помоложе, в сопровождении немецких автоматчиков, повели на расстрел. Было убито порядка 9 000 человек», - рассказал руководитель клуба Пензенской еврейской общины Анатолий Чудновский.

В региональных списках цифры не проставлены, они неполные. Многие евреи до сих пор ничего не знают о судьбе своих родственников, пропавших в годы Второй мировой.

4 июля 2013, 17:09

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024