Прокуратура выявила около 700 нарушений при госзакупках

Прокуратура Пензенской области выявила около 700 нарушений при закупках для государственных и муниципальных нужд.

КАК РУЛЯТ ЗАКОНОМ

Для чего придумали конкурсы и аукционы при закупках? Чтобы избавиться от коррупции и сэкономить казенные деньги. Предполагалось, что чиновники не будут решать, кому отдать тот или иной контракт на приобретение товаров и услуг. Кто из поставщиков предложит самые достойные условия, тот и выиграл. Все честно и без обмана.

На самом деле Федеральный закон № 94, который устанавливает порядок проведения подобных конкурсов при закупках для государственных и муниципальных нужд, не ругал только ленивый. Слишком много в нем пробелов и неточностей. Одна из самых главных бед этого закона, как отмечают многие эксперты, - отсутствие других критериев оценки заявки, кроме стоимости товара или услуги. Кто предложил самую низкую цену, тот и выиграл - без оглядки на качество.

Из-за этого в конкурсах нередко побеждают подставные фирмы, которые вовсе не собираются выполнять условия контракта, а преследуют другие цели. В других случаях иногда бывает, что компания становится победителем конкурса, предложив заведомо низкую цену, которая фактически является убыточной. Чтобы не остаться в накладе, подрядчик или выполняет работу спустя рукава, экономя на рабочей силе и применяя материалы более низкого качества, или поставляет товар, качество которого заведомо ниже требуемого.

Что делают в этих случаях чиновники, которые отвечают за госзакупки? Если есть время и желание, «бодаются» с недобросовестными поставщиками и судятся с ними, чтобы выполнить условия контракта или расторгнуть его. Но зачастую бывает, что чиновники не предпринимают никаких действий, потому что или не хотят этого делать, или не знают, как это делается, или не считают это нужным.

По крайней мере такой вывод можно сделать после знакомства с данными проверки, проведенной прокуратурой Пензенской области. Работники ведомства изучили соблюдение требований законодательства в сфере закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. И нашли более 700 нарушений законов - практически на каждой стадии размещения заказов.

ПОДПИСЫВАЮТ НЕ ГЛЯДЯ

Большинство нарушений, как следует из данных прокуратуры, допускается на муниципальном уровне. Один из самых распространенных случаев, когда недобросовестный подрядчик не исполняет взятые на себя условия муниципального контракта или исполняет их частично. А ведомства, которые выступают в роли заказчиков, даже не чешутся, чтобы заставить подрядчиков соблюсти все условия.

Другой типичный случай, когда подрядные организации нарушают сроки выполнения работ по контрактам. В такой ситуации заказчик по условиям контракта может взыскать с подрядчика неустойку - приличную сумму. Но чиновники зачастую этим правом почему-то не пользуются.

Наконец третий момент, который особо беспокоит прокуроров, - принятие государственными и муниципальными заказчиками результатов работ и услуг, не соответствующих условиям контракта или выполненных ненадлежащим образом. Мало того, что подрядчики нередко выполняют работу недобросовестно, так чиновники, словно сговорившись, не замечают дефектов и недостатков, подписывая бумаги, как будто на самом деле все хорошо. Такие нарушения прокуроры выявили в Земетчинском, Каменском, Мокшанском, Спасском и других районах области.

В четырех случаях нарушения оказались настолько серьезными, что прокуратура направила материалы проверки в органы предварительного следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, более 20 должностных лиц были привлечены к административной ответственности.

ПРИЗРАК СТА МИЛЛИОНОВ

Один из ярких примеров нарушений при выполнении муниципальных контрактов - ситуация с ремонтом пензенских дорог.

В ноябре 2010 года муниципальное управление капитального строительства Пензы и предприятие «Асфальтобетонный завод № 1» заключили два муниципальных контракта. Один из них - на реконструкцию улицы Гагарина, от улицы Ленина до улицы Островной с выходом на федеральную трассу «Урал».

Стоимость этого контракта составила 429 млн рублей. Второй контракт относился к реконструкции дороги от аэропорта до Бауманского путепровода, и его стоимость была еще выше - 505 млн рублей. Срок исполнения этих работ по условиям контрактов истек в конце декабря прошлого года.

Но ремонт дорог, по данным прокуратуры, так и не был завершен. При таком положении дел заказчик в лице муниципального управления капитального строительства должен был как минимум направить претензию в адрес подрядной организации. Они могли бы написать: «Уважаемый подрядчик, если вы хотите по условиям контракта получить больше миллиарда казенных средств, выполняйте свои обязательства!»

Но ни одной такой претензии в адрес предприятия чиновники не направили. Они могли бы подать в суд и потребовать взыскания с подрядчика неустойки в размере 0,1 процента цены контракта за каждый день просрочки, говорят в прокуратуре. Десятая доля процента от миллиарда рублей - ни много ни мало миллион. На дворе уже апрель, а контракт так и не выполнен. Следовательно, даже за три месяца просрочки власти Пензы могли бы на законном основании взыскать с подрядчика по меньшей мере около ста миллионов рублей!

При том, что в дефицитном бюджете Пензы никогда не хватает денег, эти средства могли бы городу очень пригодиться.

Но... этим законным правом Управление капитального строительства Пензы также почему-то не воспользовалось. В связи с описанными выше нарушениями прокуратура Ленинского района направила в адрес начальника ведомства представление. Также прокуроры рекомендовали чиновникам управления уделять больше внимания качеству дорожного полотна при приемке работ и подписании актов ремонта дорог.

Может быть, до конца нынешнего года чиновники ознакомятся с прокурорскими документами, чтобы заставить подрядчиков завершить дорожный ремонт до следующей зимы?

Алексей Федоров

«Любимая газета - Пенза», № 16, 18 апреля 2012 г.

20 апреля 2012, 11:19

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024