Первый класс: равнение на слабых

В школах полным ходом идет запись будущих первоклашек. Кто-то из них в течение года целенаправленно готовился к школе, кто-то посещал детский сад, а кто-то все семь лет просидел дома и не знает даже алфавита.

Подготовка у детей разная. Состояние здоровья - тоже. Год от года все больше гиперактивных детей: ребят, которым сложно усваивать необходимый объем информации. Но классы коррекции отменили. Дети с разными способностями и разным уровнем знаний попадают в один класс. И начинается нелегкое время для учителя.

ЛУЧШЕ ГОТОВИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ

Мне посчастливилось побеседовать с пензенским, кузнецким и лунинским учителями начальных классов средних общеобразовательных школ, которые в этом году набирают первоклашек. Они в один голос твердят, что с каждым годом работать все сложнее.

- При нашем учебном заведении работает школа раннего развития, - поделилась педагог лунинской школы. - И я замечаю, что все больше детей посещает ее перед записью в первый класс. Родители заботятся, чтобы ребята потихоньку втягивались в учебный процесс, осваивались в новой роли. И это, конечно, радует.

Но встречаются и неподготовленные детки, которым трудно даже высидеть урок, не то что запомнить его. Им нужно время на адаптацию, которая может занять и полгода, и год. Потом уже и с ними работать проще.

РОДОВЫЕ ТРАВМЫ НУЖНО ЛЕЧИТЬ

- Случается, в первый класс приводят ребенка, еще не оторванного от мамы, - заметила учитель кузнецкой школы. - Первое время таким детям очень тяжело. Они постоянно плачут, тоскуют, не идут на контакт. Разыгрываются настоящие истерики, когда мама пытается оставить ребенка и уйти! Но, привыкнув, дети вливаются в коллектив, и все встает на свои места.

Другой разговор - гиперактивные дети. Могу предположить, что это дети с непролеченными родовыми травмами. Четыре года назад, когда у меня набрался первый класс, я была в шоке: мои дети на уроках хрюкали, лаяли, мяукали, запросто ходили по кабинету. И это при том, что я считаюсь строгим учителем с двадцатипятилетним стажем.

Дети были неуправляемые. А их родители - еще неуправляемее! Мамочки считали, что раз они сдали мне ребенка, от них больше ничего не требуется. А воспитание и обучение - это моя работа, за которую мне платят. Первый год прошел, как в бреду.

Сильные дети - отдушина для учителя. Но их мало. И в нашей школе идет равнение на слабых. Мы сидим на одной теме, пока ее не усвоят все.

И если сильному ребенку для запоминания достаточно объяснить тему один раз, «середнячку» - два-три раза, то ребенку с отклонениями - пять-шесть раз! Чтобы сильным детям не было скучно, я даю им более сложные задания, задания на опережение.

И все же отстающие ребята требуют гораздо больше времени. Тем более что с каждым годом программа усложняется, и нередко родители (особенно если они в свое время учились не очень хорошо) при всем своем желании не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ - ЗАЛОГ УСПЕХОВ В ШКОЛЕ

- Хочется отметить, что все больше появляется «заброшенных» детей, - поддержала беседу пензенский учитель начальных классов. - Родителям некогда с ними заниматься, и дети растут сами по себе, как трава в поле. Да, они более самостоятельные в бытовом плане: могут и обед приготовить, и убраться в комнате, и рубашку зашить, и в магазин сходить.

Но у них отсутствует мотивация в учебе. Они не видели перед собой нужного примера. Им не читали на ночь книжки, с ними не играли, не занимались. У них не было полноценного общения с родителями. И учеба дается таким ребятам тяжело.

А когда беседуешь с их родителями, просишь, чтобы они проконтролировали процесс приготовления домашнего задания ребенком, искренне удивляются: «А когда мне с ним возиться? У меня работа. Домашние дела. А ребенок ходит в группу продленного дня. Пусть там с ним и учат все уроки. Мы деньги платим».

Жалко таких ребят. Они ведь смышленые, здоровенькие, но делать ничего не хотят. Мы с ними работаем дополнительно, однако по школе они идут «середнячком» - быстрее бы ее закончить.

Что касается деток, которым нужно бы заниматься по специальной коррекционной программе, они в учебе отстают. Но их обычно в классе любят. У них развито творческое воображение, творческие способности.

Конечно, когда работаешь с сильными детьми и быстро видишь отдачу, вырастают крылья. Хочется работать, придумывать что-то новое. Сильные ученики - вдохновение и бальзам для любого учителя. И мне хочется сказать: родители, занимайтесь своими детьми! От вас зависят их успехи не только в школе, но и в жизни вообще.

Екатерина Козина

«Любимая газета - Пенза», № 18, 2 мая 2012 г.

2 мая 2012, 12:51

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024