Эрзяне и мокшане - коренные жители Пензенской области

В честь тысячелетия единения эрзянско-мокшанского народа с народами Российского государства в Шемышейке прошел День мордовского языка и культуры.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НЕ ВХОДИТ

- Чтобы народам жить между собой в согласии, нужно знать обычаи и традиции друг друга, уважать их, - сказал Кирилл Застрожный, заместитель начальника Управления культуры и архива Пензенской области.

- Сказано неплохо, - заметил один из присутствующих. - Хорошо бы для начала всем объяснить, что слово «мордвин» - неэтичное. В зависимости от национальности, человека правильно называть «эрзянин» или «мокшанин». Вроде, мелочь, а кто-то из-за этого стыдится своего происхождения.

Со сцены полились песни на национальном языке.

- Наши песни очень протяжные, очень задушевные, лирические, - Татьяна Терехина, начальник отдела по молодежной политике, культуре, физкультуре и спорту, наряженная в эрзянский костюм, готовится к выступлению. - У нас в районе вот уже 65 лет существует единственный в области народный этнографический коллектив - «Яксарочка», который хранит эрзянскую культуру.

У них уникальное пение, сохранившееся еще со времен прабабушек. У нас больше так никто не поет.

- Скажите, а как сейчас молодежь относится к своим корням?

- Если раньше многие стеснялись своей национальности, то теперь ситуация изменилась. Люди стали бережнее относиться к своей культуре, стали больше говорить на национальном языке, изучать его. И это, безусловно, радует.

А между тем на сцене начался урок эрзянского языка. Людмила Ломакина, заслуженный учитель Саранска, специально приехала, чтобы дать эрзянам мастер-класс.

- А ведь когда-то у нас в школе этот язык преподавался наряду с русским, - прошептала мне на ухо бабушка из села Наскафтым Шемышейского района. - По сложности он не уступает русскому. У нас одиннадцать падежей! И всего один род - мужской. Обидно, что наши внуки уже практически не знают своего языка.

А в школе он идет только факультативом.

ПРЕДКИ ЭРЗЯН ПОКЛОНЯЛИСЬ ДУХАМ

Что касается эпоса и верований древних эрзян, они «читались» по работам местных мастеров.

- Наши предки - древнейший народ России, - о своих корнях Александр Туркичев, талантливый резчик по дереву и педагог Шемышейки, может рассказывать долго. - Эрзяне и мокшане - не пришлые, а местные жители.

У нас в музее есть экспонаты, подтверждающие, что около двух тысяч лет назад народ уже жил на территории Пензенской области.

- Эрзянская культура подпитывает ваше творчество?

- Я многое беру из эпоса, из верований наших предков. Вплоть до начала XX века среди эрзян и мокшан был распространен культ предков. С умершими советовались, просили у них защиты.

Еще лет пятнадцать назад во время засухи бабушки в национальных костюмах с песнопениями проходили по селу и шли на кладбище молить усопших родственников о помощи.

Кроме того, наши предки поклонялись различным божествам, олицетворяющим природу и природные явления. Причем женские божества у нас преобладали.

Вот одна из моих работ: Вирьава - мать леса. А вот беременная женщина под деревом молится гигантским духам. На международном конкурсе в Удмуртии эта работа заняла первое место.

- А над чем вы трудитесь сейчас?

- Есть замысел сделать Шемыша. По одной из версий, в честь этого разбойника была названа Шемышейка (по другой, это слово переводится как «ржавая осока»).

Мне кажется, Шемыш был нашим предком: подобные созвучия встречаются в древних эрзянских именах. Этого человека я представляю себе этаким веселым, залихватским мужичком. Ведь если он запомнился людям, значит, было в нем что-то приятное.

Еще мне нравится вырезать сценки из жизни древних эрзян. Вот мужичок с медведем. На свадьбах у нас всегда кого-то наряжали в медвежью шкуру и устраивали переплясы.

А это пасечник. Эрзяне были пчеловодами, и вся наша кухня, наши традиции не обходятся без меда.

Когда же произошла христианизация народа, появились эрзяне, которые стали всемирно известными. Среди них Аввакум, первый Патриарх Никон, нынешний Патриарх Кирилл... У меня есть двусторонняя скульптура «Аввакум - Никон».

- Вы, помимо творчества, ведете кружок у детей. Рассказываете им о культуре эрзя?

- Да-да! Знания о родном крае, о народе у нас востребованы. Дети охотно впитывают эту информацию.

P.S. Когда праздник подходил к концу, я подошла к председателю региональной мордовской национально-культурной автономии Пензенской области Василию Прошкину:

- Именно на таких мероприятиях и раскрывается особенность нашей культуры: традиции, быт предков.

- А в чем заключается эта особенность?

- Наша культура очень самобытна...

Ответ исчерпывающий.

Екатерина Козина

«Любимая газета - Пенза», № 30, 25 июля 2012 г.

28 июля 2012, 11:17

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024