Ах, какие речные трамвайчики были в Пензе раньше!..

«Боже, как давно это было, помнит только мутной реки вода...» - именно так и не иначе вспоминаю я сегодня первые речные трамвайчики (так их окрестили в народе), которые курсировали по Суре от Бакунинского моста (первый их деревянный причал находился здесь) до дачной Барковки.

Само ожидание корабля было преисполнено романтикой: вот оно, судно, показавшееся из-за поворота, и вся очередь сразу начинает заметно волноваться - как бы занять места получше.

Но вот «Маркин» делает разворот и с гудком причаливает. Загорелые - весь день на солнце - речники помогают горожанам перебраться на палубу. Они же и продают билеты. Еще один гудок, и кораблик отдает швартовы.

Какое это было блаженство, сидя в нижней каюте при открытом окне, опустить руку за борт и ощущать теплую воду Суры. А за иллюминатором проплывали пейзажи один краше другого. По берегам могучие вековые деревья, с которых на тарзанках, совершая головокружительные кульбиты, прыгали отчаянные пацаны.

В ту пору очень многие ребятишки все лето проводили на реке. Купались, загорали, удили рыбу и прямо здесь же жарили ее на ивовых прутиках. К сентябрю их загару завидовали даже те немногие счастливцы, коим повезло пару недель пробыть с родителями на Черном море.

Кстати, будучи пацанами, мы с приятелями частенько поджидали трамвайчики на причале на острове Пески и, озорничая, забирались на них, чтобы красиво нырнуть с кормы или борта под восхищенные взгляды подруг.

Конечно, делалось это втихаря от команды корабля, иначе можно было запросто схлопотать приличного леща. А еще мы очень близко подплывали к «Суре», «Пензе» и другим судам и обрызгивали водой разомлевших от жары пассажиров. И никакой ОСВОД не был нам преградой.

Основной поток пензяков выходил на конечной на Барковке. И уже здесь и местная ребятня, и пацаны-дачники отрывались по полной, пока кораблики стояли на обеде. Прыгали в Суру со всех надстроек и палуб. Правда, за это удовольствие приходилось платить мойкой судна. Ведра и швабры выдавали матросы, тщательно следившие, чтобы ни одного грязного места на корабле не осталось.

Долгие годы речной транспорт, принадлежавший, как ни странно, троллейбусному управлению, был рентабельным. Форс-мажор наступил уже в постсоветские годы: перестало хватать денег на горючку.

Что оставалось речникам? Они начали сдавать суда в аренду на дни рождения, юбилеи и корпоративы. А один из корабликов, переоборудованный под плавучее кафе, всю навигацию простоял на якоре возле «Ростка», и молодежь отрывалась здесь по полной.

Пока что финал этой истории печален - речных трамвайчиков в Пензе больше нет. По счастью, о речном транспорте на днях вспомнил губернатор Василий Бочкарев. Да не просто вспомнил, а поручил одному из замов мэра Ларисе Рябихиной вернуть городу корабли. Случится это или нет, все еще вилами на воде писано...

Виктор Володин

«Молодой ленинец», № 31, 29 июля 2014 г.

4 августа 2014, 12:25

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024