Чудеса исцеления в Параскево-Вознесенском женском монастыре

«Раб Божий, блаженный старец Григорий! Прозорливец и скиталец терпеливый на земле ради Бога, не имевший главы где приклонить. Помоги нам, пожалуйста! И не оставь нас заступничеством и молитвами своими небесными пред Господом!». Эту молитву мы услышали на месте упокоения юродивого Гриши, похороненного на территории Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря.

К соседям в Мордовию корреспонденты «МЛ» отправились для того, чтобы побольше узнать о нашем земляке и рассказать читателям о блаженном Григории Пайгармском. Однако получилась наша экскурсия намного обстоятельнее...

ВМЕСТО ПРОЛОГА

Уже не по-зимнему пригревавшее солнце слепило глаза и настраивало на весенний лад. Кое-где на холмах на пригреве выглядывала черная и влажная земля. А проявившиеся на шоссе лужицы говорили о том, что совсем скоро повсюду пойдут проталины и зазвенят ручьи. По такой погоде полтора часа дороги пролетели незаметно. Вот справа осталась Рузаевка, и до монастыря теперь рукой подать - всего-то шесть километров.

Обитель, как и заведено нашими предками, выстроили на возвышенности, чтобы видна была издалека. Золотые купола старинных храмов и устремившаяся ввысь колокольня невольно притягивали взгляд. Ощущение такое, будто из нашего сумасшедшего века мы попали как минимум в век позапрошлый. Тишина первозданная, и только снег скрипит под ногами.

Первое, что поразило, - аккуратно расчищенные дорожки, разбегающиеся во всех направлениях: к церквям и часовням, святому источнику и трапезной, колодцу и сестринскому корпусу. Но вокруг ни души. Словно все сделано, как в сказке, по щучьему велению...

Набираем телефонный номер игуменьи матушки Ангелины: «Добрый день! Это журналисты из Пензы». А в ответ: «Храни вас Бог! Здравствуйте. Ждем вас. Ступайте в трапезную. Перекусите с дороги, а там вас уже ждет матушка Антонина. Она все вам и покажет, и расскажет».

О монастырской кухне легенды можно слагать: вроде бы ничего особенного, ан нет, всегда удивит. И в этот раз гречневая каша с топленым молоком была ну просто ум отъешь! Хлеб из монастырской пекарни напомнил бабушкин — из русской печи. А свежий творог и блины (Масленица как-никак!) просто таяли во рту. Спаси Господи! Ну, извините, не на кухню же мы вас звали.

СПАСИБО ГОСПОЖЕ КИСЕЛЕВОЙ!

«И-и, милый мой, давно это было. Говорят, лет триста назад, - нараспев тянет монахиня Павлина. - У одного солдата, который был родом из Рузаевки, сильно заболели ноги, да так, что болезнь не поддавалась лечению. И вот тогда во сне служивому явилась женщина с крестом в руках: «Хочешь быть здоровым? Желаешь ли идти на родину?» И так три ночи кряду.

В последний раз святая сказала солдату, что ему надо отправиться в деревню Пайгарма, где он увидит бочаг с водою и в нем образ. Вот там и надлежит поставить часовню и поместить в ней найденную икону. Так все и вышло, касатик. На найденном образе была мученица Параскева. Так и появилась на источнике часовня, и с этого времени стали туда ходить православные люди, поток которых не иссякает и по сей день». - «А что же тот солдат?» - живо интересуемся мы. «Выздоровел, - кивает монахиня. - Все хвори стали обходить его стороной».

Увы, завистливых людей на земле всегда хватало. Не стал исключением и местный барин из рода Струйских, приказавший водоем закопать, а икону перенести в рузаевскую церковь. Только вот вода вновь и вновь пробивалась сквозь земляные завалы, а образ Параскевы чудесным образом возвращался на прежнее место.

Лишь после того, как эта земля отошла здешним крестьянам из Мордовской Пишли и Болдова, они решили отдать ее под монастырь. А за помощью и поддержкой обратились в Пензу к широко известной всей России благотворительнице, «статской советнице и кавалерственной даме» Марии Михайловне Киселевой. И 20 июля 1865 года та добилась разрешения на открытие общины.

Наша землячка стала главной жертвовательницей и попечительницей общины. А после ее смерти новой попечительницей обители стала еще одна пензячка, Александра Степановна Радищева.

Жили первые монахини в деревянных кельях, крытых соломой. С Божьей помощью через год была построена и освящена церковь в честь Вознесения Господня, потом небольшой келейный корпус, а 18 октября 1884 года указом Святейшего синода общину переименовали в Параскево-Вознесенский общежительный женский монастырь.

Кстати, первой начальницей общины служила тоже наша землячка, рясофорная монахиня Керенской Тихвинской обители Пелагея Смирнова. Вместе с ней в Пайгарму пришла и ее помощница Анисия Карякина.

ПОДВИЖНИЦЫ БЛАГОЧЕСТИЯ

«Не все окрестные крестьяне отнеслись к первым насельницам доброжелательно, - говорит наш экскурсовод по монастырю матушка Антонина (тоже, между прочим, пензячка, в прошлом директор средней школы в Иссинском районе). - Но подвижническая жизнь и христианская кротость инокинь вскоре растопили лед отчуждения».

Скоро среди женщин и девиц из окрестных сел появились и такие, кто пожелал разделить с монахинями их тяжелую жизнь. Видно, твердая вера в Бога всецело владела их душами, а потому не знали они препятствий, не видели врагов, помня слова Священного Писания: «Господь-защититель живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое».

Но жизнь в общине была явно не сахар. Из-за такой скудности инокиня Анисия решила покинуть обитель и вернуться в Керенск. Тогда во сне ей явилась святая Параскева и «...показала много благоустроенных келий и обширную трапезную, где за большим столом по обе его стороны сидели монашествующие сестры». Параскева сказала Анисии: «Нет вам воли уходить отсюда, я ваша покровительница».

Помнят в монастыре и всех, кто утверждал среди сестер «дух непрестанного молитвенного трезвения, кротости и смирения», тех, кто живым примером учил насельниц, что «истинное счастье состоит не в благах жизни, а в очищении души от всякой скверны в подвигах поста, молитвы, непрерывного бодрствования». В первую очередь игумений Параскеву и Евпраксию.

К 1914 году в монастыре проживали 502 человека (70 малолетних), из которых 332 были на испытании. На территории обители находились два каменных собора - Успенский и Вознесенский, величественная колокольня, три домовые и две деревянные церкви. И это не считая жилых корпусов и хозпостроек. А сегодня обустройство монастыря продолжает монахиня Ангелина, у которой два высших образования: экономическое и юридическое. В 2006 году во время посещения Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II инокиня была возведена в сан игуменьи.

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ

«Приезжают к нам целыми семьями и на коленях стоят перед Параскевушкой, благодарят за помощь, - истово крестится матушка Антонина. - Необъяснимые медициной выздоровления не раз случались на здешней земле, в том числе и в последние годы. В 1998 году замироточила икона Пресвятой Богородицы. Событие собрало множество людей, среди которых был мой ученик Ваня Жувайкин. Мальчик с рождения был слепым на левый глаз. Но после нескольких помазаний Ваня стал видеть!»

Недавно здесь несколько дней прожила женщина с Украины с раковой шишкой величиной с куриное яйцо. Врачи настаивали на операции, но брат болящей, в свое время служивший недалеко от Пайгармы, привез сестру к Параскеве. Когда они приехали, у онкологической больной температура зашкаливала за сорок. Но она все же пошла на источник, где искупалась.

К утру женщина чувствовала себя гораздо лучше, а после неоднократных молитв Параскеве, блаженному старцу Григорию и омовений на роднике шишка рассосалась. Даже следа не осталось. Не верите? Так все это зафиксировано в монастырских книгах и собственноручных записях исцелившихся.

А еще у местного водителя вдруг запаршивел сын, да так, что все тело покрылось гнойными струпьями. Однако уже после первого купания «...все болячки оказались плавающими в воде», а через неделю паренек и вовсе исцелился.

Сегодняшний благодетель обители - рузаевский предприниматель - после молитв Параскеве и Грише Пайгармскому и купания в источнике вылечился от радикулита. И подобных примеров уже десятки.

ГРИША ПАЙГАРМСКИЙ

Родился «прозорливец и скиталец терпеливый на земле» в 1851 году в селе Кочетовка Наровчатского уезда Пензенской губернии. Юродствовать начал еще в раннем возрасте, во всем уподобляясь младенцу. Юношей поселился в Пайгарме и часто посещал обитель. Ходил всегда босой, надевал на себя красный женский мордовский сарафан и кофту. На голове носил платок и белый монашеский апостольник. На шее у него всегда висело много крестов, образков, вериг, четок, бус, камней и игрушечных украшений.

Подвижник очень часто обличал местных и приезжавших в обитель грешников, предсказывал им судьбу, которая сбывалась в точности. Своей прозорливостью юродивый прославился по всей России. К нему ехали, шли и крестьяне, и очень богатые и известные в империи люди самых знатных фамилий. Однажды блаженный с гармошкой вбежал в находившиеся на территории монастыря архиерейские покои и начал в них петь и плясать. Сестры взашей выгнали юродивого: не могли они уразуметь, что этим он предсказывал будущую участь покоев владыки и храма Архистратига Михаила, в котором в советское время разместился клуб.

Несколько лет перед смертью блаженный жил в самом монастыре. Собственную кончину он предсказал ровно за неделю: «Мне надо выходить замуж в пятницу, после праздника Покрова Богородицы. Будет свадьба, и жених возьмет меня замуж». Аккурат на Покров Гриша заболел воспалением легких, а умер через неделю в октябре 1906 года. Похоронен он в обители. И год от года паломничество к его могиле только возрастает.

«Молодой ленинец», № 6, 23 февраля 2015 г.

28 февраля 2015, 17:56

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024