Кризис по-турецки

Купить путевку в Турцию в России сейчас невозможно: турагентствам запрещено их продавать. Но вопреки сложной геополитической ситуации двум корреспондентам «МЛ» удалось побывать в Стамбуле - разведать обстановку и народные настроения в «городе контрастов», где теперь гремят взрывы...

С первых минут пребывания в Турции мы понимаем: в отношении к россиянам никакой злобы нет. Главный лакмус - сотрудники паспортного контроля. Они расплываются в белозубой улыбке в ответ на приветливое «Мераба!» и шлепают визу: Welcome to Turkey!

Не скрывает своей радости от приезда русских и хозяин квартиры, которую мы снимаем. Генчай Андан - холостяк лет под сорок, учитель экологии. Он говорит: «Ваших сейчас по пальцам пересчитать, большая политика виновата, чтоб ее!»

ТЕРАКТ У МЕЧЕТИ

Так как строгой программы пребывания в Турции у нас не было, каждый день строился по принципу «Куда глаза глядят». И в тот злополучный вторник, 12 января, когда в центре Стамбула прогремел смертоносный взрыв, мы наверняка бы пошли как раз в Голубую мечеть! Но что-то остановило...

Ранним утром - еще сквозь сон - мы услышали громкий хлопок. Донесся он из района Султанахмет. Вскоре город заполнился протяжным гулом сирен. А удручающую весть нам принес седовласый старичок-турок, продавец магазинчика: «Султанахмет - бум - капут!»

Уже через несколько минут на наши телефоны посыпались эсэмэски от близких из России: «Очень за вас волнуемся!», «Почему не отвечаете?», «У вас все хорошо?». А затем позвонила редактор портала «ПензаИнформ» Наталья Наземнова - сказала, что все тут на ушах, ведь в Стамбуле произошел теракт!

И вот вам первый контраст Стамбула. Пока в сердце города соскребали с асфальта то, что осталось от сирийского террориста (его впоследствии опознали по верхней фаланге оторванного пальца - единственной уцелевшей части тела), укрывали трупы 10 немецких туристов и мчали в больницы 17 пострадавших, остальные районы жили обычной жизнью! Никакой паники или хотя бы обсуждений этой новости!

Вероятно, причина прозаична: взрывы в Стамбуле нередки... До этого теракт случился 6 января (мы как раз подлетали к Турции) - в полицейском участке взорвала себя террористка-смертница.

Наш хозяин очень переживал случившееся 12 января. Твердил на ломаном английском: «Не понимаю, зачем это... Простые люди не виноваты... Это так больно...» Сказал, что Турция стонет от радикального ислама и действия террористов редко поддаются логическому осмыслению...

ЦУНАМИ БЕЖЕНЦЕВ

Неудивительно, что отсутствие безопасности очень подорвало реноме и экономику страны. Даже в самых развитых торговых районах (например, в Лалели, куда русские челноки всегда ездили за кожей, халатами и кроссовками) сейчас массово закрываются магазины. Предпринимателям нечем платить аренду (цена за объект может достигать десятков тысяч долларов в месяц!)

Вот почему турки искренне хорошо относятся к русским: туристы для них - кормильцы. Османы уверены, что заявления Эрдогана против России - больше предвыборная риторика и способ показать сотрудничество с Америкой. А на самом деле - «турки-руси-дрюжба».

И в это туркам вправду верится. Особенно на фоне волны (да нет, цунами!) арабских и сирийских беженцев, которые теперь попрошайничают и бандитствуют в этой стране, живя по 20 человек на съемных квартирах...

СТАРЬЕВЩИК КАК ПРОФЕССИЯ

...Другие контрасты Стамбула встречались буквально на каждом шагу. Центральные улицы города полны дорогущих галерей: в залитых светом витринах выставлены артефакты из золота. И тут же, рядом - стихийные рыночки по продаже метелок, щеток, лампочек, секонд-хенды и лавки старьевщиков.

Некоторые старички впрягаются в большие тележки и ходят по дворам, собирая ненужное барахло у одних жителей и тут же продавая его другим. В их закромах можно обнаружить все - от ретроприемников и посуды до театральных костюмов и русских матрешек.

Не умерли в Стамбуле и такие многовековые специальности, как чистильщик обуви, уличные торговцы молоком, хлебом, фруктами (кладут товар в корзинку, которая свешивается из окна), продавцы бубликов (носят их на голове на огромном деревянном подносе)...

ЧИТАЮТ ВСЕ!

Если в Пензе осталась всего пара книжных магазинов, то в Стамбуле их сотни! Люди читают в метро, в кафе, на ходу... Есть целые пассажи, где каждый закуточек утыкан книгами под самый потолок. Устал ходить и разглядывать - тут же как из-под земли вырастет небольшая кухонька: присядь, попей чаю, почитай свои покупки.

На одном из таких «привалов» мы познакомились с писателем. Его имя русскому человеку неизвестно. Ченгиз Али поведал, что Стамбул вне политики. Древний город устал от войн и жаждет мирного соседства. Примеры есть. «Пойдемте, покажу!» - позвал писатель.

Проводя по книжным отдельчикам, он комментировал: «Вот этот продавец - курд, а это - армянка». И, потрясая газетой, добавлял: «Эрдогана у нас не любят - за то, что он поддерживает исламизацию. Даже жену заставляет в парандже ходить!»

Кстати, женщин в балахонах с прорезью для глаз на улицах действительно немало. Некоторые еще носят перчатки и черные очки. Что, к слову, не мешает им самозабвенно делать селфи на телефон...

ГЛАМУР И СТОЛОВКИ

В еде стамбульской тоже свои контрасты. В романтичном городе масса роскошных ресторанов. Даже турецкие сладости «огламурили»: в иных заведениях пахлава и вкусняшки с фисташками выльются примерно в столько же, сколько стоит обед в закусочной за углом. Это плата за сервис, живые цветы каждому посетителю, эстетику и чистоту.

Другая когорта стамбульских едален - столовки. Лаконичное меню, интерьер без изысков, часто самообслуживание. Но и цены для заграницы очень доступные - на 500 рублей двое наедятся от пуза. Правда, в отличие от многих пензенских кафешек, здесь нет столовского запаха, жирных столов и гнутых вилок. Напротив, сначала тебе поднесут влажные салфетки, а в конце трапезы польют на руки специальным цветочным одеколоном. И все это с душевной улыбкой!

Кстати, повар готовит при тебе - можно не сомневаться в его чистоплотности. Как правило, это семейный бизнес. Одна закусочная, в которую мы зашли, вообще оказалась исторической - скоро отметит 130-летний юбилей!

Еще более удивительным местом стало кафе «Комсу» на анатолийской стороне Стамбула. На столе - десяток мисок с уже приготовленными салатами, гарнирами, фруктовыми десертами. Угощайся! А можно приготовить что-то самому - из продуктов в холодильнике: вот плита, духовка, сковородки. Захотел свежей зелени - нарви в лотке на балкончике. Хочешь поспать - занимай любой диван. Есть книги, гитара.

У владельцев необычной кафешки - четверки друзей - лишь одна просьба: заплати столько, сколько сочтешь нужным. Например, 10 лир за тарелку еды (примерно 260 рублей), но за руку никто не хватает и над душой не стоит. Очень понравилось - оставь побольше. Нет денег? Что ж, тогда просто приятного аппетита. Вот такой социализм!

ВЕЗДЕСУЩИЙ АТАТЮРК

Это еще один яркий контраст Стамбула. Главная «святая» фигура в религиозной стране Турции - светский персонаж Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938)! В глазах турков даже вместе взятые Мао, Че Гевара и Ким Чен Ир не дотягивают до этой величины. Он - на каждом денежном знаке, включая монетку в один куруш («копейку»). Ленин и тот фигурировал лишь на десятке и юбилейном металлическом рубле!

Ататюрк - боевой генерал, дважды спасший Турцию и сделавший ее из дремучего края настоящей Европой. Став президентом, он, чтобы выглядеть демократичнее, сменил военную форму на «гражданку» и даже сбрил усы.

В Стамбуле есть улицы Ататюрка, его имя носит главный аэропорт, а портреты висят и на приборных панелях авто, и на почтамте, и в закусочных, и у турок на шее в виде кулонов. В общем, к Ататюрку привыкаешь и по отъезде из Турции чувствуешь, как тебе его не хватает...

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 4, 26 января 2016 г.

27 января 2016, 13:12

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024