Школьников нужно научить не поддаваться обману

Преподавателю географии школы № 52 Ольге Шептуновой удалось стать лучшей! Она победила в конкурсе «Учитель года Пензенской области - 2016». И в сентябре Ольга Николаевна будет представлять наш регион на всероссийском финале этого творческого соревнования российских педагогов.

- Ольга Николаевна, расскажите, как вы стали учителем и почему именно географии?

- География еще в школе стала моим любимым предметом, - улыбается Шептунова. - А в пединституте благодаря стройотрядам студенты ЕГФ много путешествовали и по области, и по соседним регионам. Роскошные «турпоездки» для тех времен!

- Конкурс стал для вас серьезным испытанием?

- Победа досталась очень трудно: соперники были достойные, а испытания нешуточные. Например, максимальное количество баллов присуждалось за урок, который нужно было проводить в чужом классе и в другой школе. Тему сообщали за пару дней.

Когда объявили, что я взяла золото, просто не поверила своим ушам! Меня переполняли и радость, и страх, и волнение, и счастье!

- Сегодня многие педагоги бьют тревогу: школьники не запоминают учебный материал, не могут рассказать, что проходили вчера, часами их не оторвать от планшетов и мобильников…

- Увы, такая тенденция есть. Дети стали крайне мало читать книги, электронная информация поступает в виде коротких фраз, дайджестов. Если в советское время информацию получали только из учебника и от преподавателя, то теперь детям достаточно войти в Интернет. Логика такая: зачем запоминать ответы на вопросы, если их в любой момент можно подсмотреть в Сети?

Прикладывать усилия, что-то искать уже никому не хочется. Отсюда и результат: раньше при работе с картой ребятишки без труда находили нужный объект, а теперь, ткнув пальцем в небо, еще и сердятся, почему у карты нет подсказок. Спрашиваю у девятиклассников, что мы проходим, и получаю ответ - «цветочную металлургию» вместо цветной. Многие так и заявляют - география нам не нужна...

- Да это же как у Фонвизина в «Недоросле»: «Зачем учить все земли? Кучер довезет, куда будет нужно!».

- К тому же сегодня в каждой машине есть навигатор... Поэтому у современных педагогов очень непростые задачи. Например, объяснить ребятишкам, что образованный человек обязан быть развит всесторонне. Ограниченность в чем-то одном сразу будет заметна.

Как можно не учить родной язык только потому, что компьютер умеет исправлять ошибки? Также и география. Какой смысл современному человеку разъезжать по разным странам, если он ничего не понимает ни в природных явлениях, ни в религии, истории и экономике государств, на которые приехал посмотреть?

Современный грамотный бизнес также не состоится без географической информации: где и какое предприятие имеет смысл размещать.

- В минувшем году по инициативе Президента во всех субъектах РФ прошел географический диктант. Из 70 000 участников акции пятерку получил лишь 191. Средняя оценка за диктант составила всего 55 баллов, выражаясь школьной терминологией, это «трояк». А 48% испытуемых написали диктант ниже среднего уровня…

- К сожалению, с этим диктантом хорошо справились только представители старшего поколения. В Пензенской области большинство молодых испытуемых и вовсе сдавали чистые листки.

От осознания этой реальности становится страшно. Все идет к тому, что подрастающее поколение, лишенное знаний, а значит, и возможности фильтровать информацию, не составит труда обмануть. Вот сейчас идет активная информационная война: в Киеве заявляют, что русские украинцам вовсе не братский народ и произошли они не от славян, а от каких-то укр. И что на это сможет ответить человек, который не знает ни истории, ни географии?

Вот почему сегодня так важно научить детей самостоятельно думать, раскладывать информацию по полочкам и пользоваться ею в нужный момент. По счастью, сегодня уже пришли к выводу, что из ЕГЭ нужно убрать часть заданий с готовыми вариантами ответов. Это поможет школьникам напрячь извилины.

Мы развиваем самооценочную деятельность у учащихся. На уроках применяется командная форма работы, пробуждающая соревновательный дух: каждый стремится показать, как он усвоил материал. Но, разделяясь на группы, ребятишки также учатся взаимопомощи - одноклассники охотно делятся с товарищами информацией.

Еще один способ повысить мотивацию к учебному процессу - составление портфолио детей. С пятого класса в индивидуальной папке ученика накапливаются его личные достижения: учебные, спортивные, творческие, художественные. Это портфолио будет учитываться при поступлении в вузы и ссузы.

- Поступление и учеба в престижном вузе сегодня подразумевают серьезные родительские траты. Интересно, заметно ли в современной школе социальное расслоение? Помнится, в перестроечные времена нарождения новых русских примеры всплывали вопиющие…

- Все родители разные. Одни целенаправленно занимаются своим ребенком, готовят его к поступлению в престижный вуз. Некоторые даже приходят выбивать оценки: мол, почему у него тройка?! В таких случаях стараешься объяснить, что это не желание испортить аттестат, а именно оценка знаний.

Конечно, встречаются семьи, которые можно отнести к группе риска: должного внимания в них детям не уделяют. Но тех, кто заинтересован в качественном образовании своего ребенка, все-таки больше. А насчет всяких подростковых наворотов… Мы советуем родителям не отправлять своих детей в школу с дорогими гаджетами и прочими модными игрушками…

Олеся Боровец.

«Молодой ленинец», № 19, 10 мая 2016 г.

12 мая 2016, 13:50

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024