«Искатели» устраивали в Пензе столпотворение четыре дня в неделю

Те, чья молодость пришлась на середину 1970-х, прекрасно помнят, как с мая по октябрь вечерами по средам, пятницам, субботам и воскресеньям улицы Лермонтова и Карла Маркса заполняли толпы молодежи, устремлявшейся из разных районов города в ЦПКиО им. В. Г. Белинского. Здесь на танцплощадке играл ВИА «Искатели».

«Весной 1964 года трое образцово-показательных шалопаев, одержимых музыкой: Игорь Орлов, Жора Васильев и ваш покорный слуга - регулярно встречались для приятного времяпровождения, - вспоминает один из участников группы Владимир Усейнов. - Сезон сараев, летних прибежищ пацанов, был уже открыт, а найти портвешок за рупь сорок семь не было большой проблемой.

Но молодые тела и мозги жаждали скорее бурной деятельности и самоутверждения, чем сладкого ничегонеделания. В один из таких приятных дней кто-то предложил: «А давайте создадим ансамбль!»

Друзьям оставалось только договориться, кто на чем будет играть. Роль лидера, певца и гитариста Игоря Орлова даже не обсуждалась. Георгий стал ритм-гитаристом. Усейнову сказали: хочешь быть в группе - садись за барабаны!

ЗА ТВИСТ - В МИЛИЦИЮ!

Чуть позже в ВИА «Искатели» пришел бас-гитарист Александр Морозов. Но самой бас-гитары не было. Проблему решили просто: с обычной акустической гитары сняли две нижние струны и прикрутили на деку пьезокристаллический звукосниматель.

«С инструментами тогда вообще была беда! - разводит руками Владимир Усейнов. - Что-то колупали и делали сами. Приспосабливали усилители и колонки от маломощных радиоприемников и проигрывателей. Предел мечтаний - аппаратура для озвучивания кинозалов: ламповый усилитель «УМ50» и колонки «Кинап».

С микрофонами дело обстояло не лучше. Жора в те времена работал корреспондентом в Доме радио и мог брать на репетиции и концерты микрофоны «МД-66».

Уже в 1964 году «Искатели» играли перед спектаклями в фойе Пензенского драматического театра. И это реально сказалось на кассовой выручке. Молодежь валом повалила в храм Мельпомены, однако, едва музыканты заканчивали программу, большая часть тинейджеров тотчас ретировалась, так и не заглянув в зрительный зал.

Точку в этом начинании поставили дружинники (читателям помоложе станет понятно, кто это, если они посмотрят фильм «Стиляги»).

В один из вечеров в фойе театра зашли подтянутые ребята с красными повязками на рукаве и за исполнение твиста, который в те годы был под запретом, отвели музыкантов в отделение милиции.

Но пензенские битлы и не думали сдаваться! На городском фестивале ВИА «Весенние ритмы70» «Искатели» вновь произвели фурор. Песня «Леди мадонна» в их исполнении была встречена публикой на ура! И нашу четверку сразу пригласили на первый Всесоюзный фестиваль ВИА «Серебряные струны».

«В Горьком, где проходил фестиваль, нас поселили в одном номере с уже знаменитым трио «Скоморохи» в составе Александра Градского, Игоря Саульского и Юрия Фокина, - улыбается Владимир Усейнов. - Одно могу сказать: хорошо мы с ними побалдели.

Но особенно всех тогда поразило выступление челябинской группы «Ариэль». Звучали они так, будто поставили пластинку самих «Битлз». Вот это был класс! Да еще и без единой репетиции!».

«АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО»

В 1971 году «Искатели» несколько раз записывались в пензенском Доме радио. Год спустя ВИА работал на танцах в только что открывшемся Доме офицеров.

«Популярность была дикая, - рассказывает Владимир Яковлевич. - Билеты людям приходилось покупать заранее.

А летом мы играли в парке. Первое отделение программы почти все состояло из наших песен. Второе - из зарубежных шлягеров на английском языке. Играли мы вещи знаменитых исполнителей - «Чикаго», «Кровь, пот и слезы», «Битлз», Тома Джонса, Джо Кокера.

Такую музыку в Пензе не играл никто. Немудрено, что на наши вечера народ попросту ломился. Танцплощадка ЦПКиО по проекту вмещала 2 000 человек. В кассах же продавали 3 000 билетов по 50 копеек каждый. Люди теснились как сельди в бочке! Без ложной скромности могу сказать, что мы «кормили» всех остальных работников парка».

Кстати, на танцплощадке в ЦПКиО им. В. Г. Белинского у каждого из микрорайонов Пензы было свое место. И не дай Бог пришлым встать на этот пятачок! Драка вспыхивала мгновенно. Причем под непрекращающуюся музыку… Нередко жестокие поединки случались и рядом с танцплощадкой: за невест бились студенты факультета физического воспитания пединститута и курсанты-артушники. Война эта шла с переменным успехом, а счет выбитым зубам шел на десятки…

«При такой продвинутой экзотической музыке возникали трудности с утверждением репертуара, - продолжает Владимир Усейнов. - В те времена власть строго следила за соблюдением норм советской морали, чтобы тлетворное влияние западной идеологии не замутило чистый и светлый разум советской молодежи. На входе каждой официальной танцплощадки должен был висеть утвержденный вышестоящими органами репертуар.

У нас он и висел. И в нем все было чинно и благообразно. Там даже значилось безобидное «Аргентинское танго», вместо которого мы исполняли какую-нибудь западную пакость вроде Элвиса Пресли.

Мы должны были утверждать репертуар у первого секретаря обкома ВЛКСМ. В то время им был Борис Зубков. И вот однажды приходим мы всем коллективом, а Зубков говорит: «А что это у вас в списке за «Аргентинское танго» такое? Вы знаете, какая политическая обстановка в Аргентине? Может быть, там коммунистов пытают и расстреливают».

Мы с готовностью пообещали разобраться с политической обстановкой в Аргентине и, если там все так плохо, вычеркнуть поганое танго из репертуара, за что и получили разрешение выступать».

Летом 1979 года трое участников ВИА: Орлов, Усейнов и Трубиньш - ушли работать в ресторан «Пенза». На этом и закончилась славная история «Искателей».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В Пензе хрущевская оттепель завершилась тем, что к концу 1960-х в городе появилось много талантливых музыкальных групп, таких как «Кочевники» Петра Мордовина, «Куранты» Вячеслава Удинского, «Мираж» Рафаила Губайдуллина, «Светляки» Влада Захарова, «Аэлита» Михаила Злоцкого, «Мифы» Михаила Русинова, «Горизонт» Владимира Абдулова и другие. О них Владимир Усейнов еще обязательно расскажет на страницах «МЛ».

Владимир Вержбовский

Фото из личного архива Владимира Усейнова.

«Молодой ленинец», № 45, 8 ноября 2016 г.

10 ноября 2016, 14:08

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024