Легко ли быть собакой в Пензе

Легко ли в Пензе быть владельцем собаки? Ответственны ли люди за тех, кого приручили? Откуда в нашем городе бездомные и покалеченные животные?

Вот лишь часть вопросов, на которые мы попросили ответить наших экспертов - директора МУП по очистке города Сергея Старостина, исполнительного директора благотворительного фонда «Рука помощи бездомным животным» Инну Назарову, заводчицу собак Антонину Позднякову, ветеринарного врача Зинаиду Клыженко и психолога областной психиатрической больницы им. К. Р. Евграфова Сергея Соколова.

На Западе для собак и их владельцев создана вся необходимая инфраструктура: площадки для выгула, места привязи перед магазинами и в общественном транспорте, кладбища и крематории. Почему ничего даже близкого к этому нет в Пензе?

Инна Назарова: «Ответ на поверхности: потому что до сих пор нет федерального закона «Об обращении с животными», хотя первое чтение в ГД РФ он уже прошел. Правда, волонтеры уже внесли в него более 2 000 поправок, из которых самые основные - это программа ОСВ (отлов, стерилизация, выпуск), учет всех животных, их чипизация и создание соответствующей инфраструктуры. Пока нет закона, все останется по-прежнему».

Сергей Старостин: «Добавлю, что только после принятия федерального закона каждый субъект РФ сможет подготовить свои нормативные документы по данному вопросу. Начинать надо, конечно, с домашних животных, а затем переходить к безнадзорным».

Увы, на улицах города по-прежнему можно встретить бездомных собак. Что делается для того, чтобы они не представляли опасности для окружающих?

Сергей Старостин: «Сказать, насколько опасно то или иное животное, наверняка нельзя, каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Что же касается очагов бешенства, то нашим предприятием регулярно проводятся карантинные мероприятия, и все отловленные в этих очагах животные подвергаются эвтаназии.

Но подчеркну: все абсолютно гуманно. Процедура проходит на пункте передержки под общим наркозом и препаратами, не допускающими страдания животного. Все остальные безнадзорные собаки, о которых в управление ЖКХ поступают заявки, отлавливаются и транспортируются в пункт временной передержки безнадзорных животных.

Сначала на десятидневный карантин, затем еще на две декады общего содержания. За это время животное стерилизуют и только после этого выпускают.

В прошлом году МУПом было отловлено 820 уличных животных. 603 из них усыпили в очагах объявления бешенства, а 217 отпустили на волю.

К сожалению, безнадзорные собаки, прошедшие обработку, никак не помечаются - на это нашему предприятию денег не закладывают. На отлов животных, содержание, кастрацию или стерилизацию, эвтаназию и утилизацию в прошлом году был выделен 1 млн 300 тысяч рублей бюджетных средств. И мы как могли пытались уложиться в данную сумму. Но в существующих условиях это нереально: предприятие понесло убытки в 300 тысяч рублей. Что уж говорить о каких-либо ошейниках, жетонах или клипсах».

Инна Назарова: «Неплохой опыт пометки кастрированных бездомных собак есть в Нижнем Новгороде, Орле и Тюмени. Там обработанным четвероногим вешают яркую, издалека заметную клипсу, и обыватели знают - животное стерилизованное, не бешеное и не представляет опасности. Правда, этим опять же занимается не государство, а благотворительный фонд на частные пожертвования».

Антонина Позднякова: «Если вы видите стаю собак, которые уже по виду агрессивны, то не надо лезть на рожон. Если есть возможность, обойдите ее, не стоит испытывать судьбу. С агрессивной стаей вы не справитесь. И даже если стая спокойна - пройдите мимо. Станете угощать - на всех псов еды все равно не хватит, и между ними начнется драка. А это может закончиться плачевно для вас.

Если же какая-то собака встала на вашем пути, порой достаточно просто нагнуться и сделать вид, что вы что-то поднимаете с земли. Пес, скорее всего, убежит. Если вы все-таки подверглись нападению своры, ищите стену, забор, чтобы прикрыть спину, выставьте перед собой сумку, пакет, которые частично отвлекут внимание собак, по возможности не шевелитесь и громко зовите на помощь».

Сергей Соколов: «А вы не замечали, что на одних людей животные бросаются, а на других абсолютно не реагируют? Собака подсознательно чувствует того, кто испытывает страх. Поэтому немаловажно держать себя в руках. Бездомная собака опасна тем, что она городской волк, у которого нет страха, как у человека».

Человек, взявший на воспитание собаку, должен нести за нее социальную ответственность: убирать за животным на улице, выгуливать так, чтобы пес не навредил окружающим. Разве не так?

Сергей Соколов: «У нас, чтобы купить оружие, человек проходит медкомиссию, его учат обращаться с оружием на спецкурсах, и только после этого он получает право на приобретение пистолета или ружья. То же самое, если человек решает стать водителем авто. Мне кажется, что и к владельцам собак (причем любых пород и совершенно беспородных) должны предъявляться подобные требования: необходимо проверять, может человек содержать четвероногого питомца или нет. Вспомним случай, когда ротвейлеры загрызли свою хозяйку в Кижеватове».

Антонина Позднякова: «Давайте вспомним советские времена, когда при ДОСААФ в каждом городе работал клуб служебного собаководства и приобрести пса было не так-то просто.

Если ты захотел животину, тебя сначала ставили на очередь. Затем человек проходил обязательные курсы начинающего собаковода, где получал первичные знания по воспитанию, обучению, уходу, лечению. И только потом получал направление на приобретение щенка.

Без него никакой заводчик не имел права продать животное, за это ему грозило исключение из плана разведения. Но и далее все было под контролем клуба. И не было ни одного владельца, который бы мог не ходить с собакой на дрессировку.

Причем неважно - пудель это или немецкая овчарка. А сейчас щенков приобретают все, кто хочет, и эти собачники абсолютно бесконтрольны. Потому и случается: купили ребенку живую игрушку, он натешился, понял, что о животном надо заботиться каждый день, а затем пса выбрасывают на улицу».

Инна Назарова: «На Западе никаких проблем с животными нет, потому что каждый владелец несет за питомца административную ответственность. В целом ряде стран существует система налогообложения для собачников. Берешь собаку - платишь один налог, станешь разводить - налог увеличивается в разы, потому не раз подумаешь, заниматься этим бизнесом или нет.

К примеру, за нестерилизованную собаку платят 100 долларов в месяц, а за стерилизованную - 5. В Британии вообще Королевская полиция занимается контролем за содержанием животных, там собак защищают как существ, обладающих правом на жизнь и другими правами».

Зинаида Клыженко: «Мы считаем, что на улице на собак обязательно нужно надевать намордник. Это защищает не только людей, но и животных. В нашей практике был случай, когда маленькая собачка без намордника отравилась крысиным ядом. Мы тогда чудом спасли ее от гибели».

Антонина Позднякова: «У меня все собаки выдрессированы, ни одна из них не выходит на улицу без намордника. Когда я беру в руки намордник, они бегут ко мне довольные, зная, что сейчас пойдут гулять.

А владельцы, которые по этому поводу что-то выдумывают, дескать, дышать собаке неудобно, вызывают у меня недоумение. Сегодня выбор намордников чрезвычайно широк. Да и люди в вашу сторону не будут слать агрессию и бояться пса. Недавно случай был: мужчина привел на выставку среднеазиатскую овчарку без намордника, та накинулась на маленькую собачку. В ситуации разобрались, но жизнь человека так ничему и не научила: на следующую выставку он опять привел псину без намордника, и та бросилась на ребенка. Но разве это вина собаки?»

В нескольких городах РФ, в том числе и в Пензе, вскрыты факты издевательства и пыток подростками животных…

Инна Назарова: «К нам нередко поступают покалеченные животные, но установить, кто это сделал, практически невозможно: как правило, свидетелей нет. Ветеринары лишь могут предположить, что травма нанесена человеком.

Недавно к нам поступил котенок, которого кто-то окунул в цемент, другую кошку напоили какой-то кислотой, к счастью, животные остались живы. Трудно поверить, что на такое кощунство способны психически здоровые люди».

Сергей Старостин: «Я считаю, что приучать к доброму отношению к животным нужно с пеленок, и это задача родителей. Делать это надо параллельно с формированием таких ценностей, как уважение к старшим и помощь младшим.

И очень важно здесь подавать собственный пример».

Антонина Позднякова: «Все плохое в основном идет из семьи. В Интернете не так давно гулял ролик, где маленький ребенок измывался над животным, а за кадром хохотали родители. Ну и семейка!

Сегодня однозначно надо повышать социальную ответственность владельцев животных. И мы возвращаемся к тому, с чего начали разговор: стране необходим закон «Об обращении с животными».

Владимир Вержбовский, Олеся Боровец

«Молодой ленинец», № 7, 14 февраля 2017 год.

16 февраля 2017, 14:32

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024