Дома в Пензе рушатся на глазах

Злополучным домом № 35 на улице Ударной заинтересовалось центральное телевидение. В Пензу приехала съемочная группа телеканала НТВ, чтобы снять сюжет об общежитии, которое разваливается буквально на глазах - «МЛ» писал об этом в последних номерах.

СБЕЖАЛИ ДАЖЕ МЫШИ

Жильцам дома есть что сказать столичным журналистам. Среди тех, кто каждый день рискует своей жизнью, - Наталья Подгорнова.

«Ночами слышно, как скрипят рамы, падают кирпичи и стены двигаются, - не может сдержать эмоций Наталья Викторовна. - У соседки сверху стена уже отходит, там в трещину рука пролезает. Так эта трещина ко мне поползла, за неделю в ширину достигла 2 см.

У нас даже мыши пропали! А что это значит? То, что грызуны предвидят трагедию и покинули дом, который может рухнуть в любой момент. Я уже придумала, как мой трехлетний внук спасаться будет, если дом начнет разваливаться. Сделала ему крепкий уголок, куда ребенок успеет спрятаться, надеюсь, что мебель выдержит, когда потолок обрушится».

В мороз жильцам дома пришлось сидеть без отопления и воды. Спасались электрообогревателями и топили снег, чтобы было чем хоть посуду помыть и унитаз смыть. Настоящей звездой ютуба стала жительница общежития Мария Фролкова: видео, на котором она встает под водопад льющейся с крыши воды, посмотрели десятки тысяч человек.

«У нас в квартире отошла стена, - рассказывает Мария Фролкова. - Зазор шириной уже семь сантиметров. С просьбой хоть как-то повлиять на ситуацию я на протяжении нескольких лет обивала пороги самых разных инстанций и ведомств. И везде мне отказывали. Где-то с формулировкой «ваш дом - ваши проблемы», а где-то и вовсе без объяснения причин. Единственное, что было сделано, - установлены сигнальные маячки. Все они в итоге показали, что дом разрушается. Но на это тоже никто не обратил внимания».

Пензенский правозащитник Елена Черлянцева здесь частый гость и с бедами жильцов прекрасно знакома. На днях она получила из прокуратуры Ленинского района ответ на свой запрос и поняла, что жильцам противостоит хорошо отлаженная бюрократическая машина.

«По программе горадминистрации «О развитии застроенных территорий» определен участок, на котором расположены не только ветхие и аварийные, но и вполне еще крепкие дома, которые сносят в рамках программы ФЗ № 185 «О реформировании фонда ЖКХ» (переселения из ветхого и аварийного жилья). Программа в программе, как матрешка, - внутренняя защищена наружной, - говорит Елена Александровна. - У застройщика этой территории на основании ст. 146.1 и 146.2 Градостроительного кодекса РФ снимается обременение, земля ему достается бесплатно.

Застройщик не принимает финансового участия в переселении. По программе РФ «Переселение из ветхого и аварийного жилья» на строительство домов для переселенцев, расположенных в периметре, определенном местной программой «развития застроенных территорий», тратятся только бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков, а застройщик не платит ни копейки, поэтому людей переселяют в дешевые дома, расположенные в поле, в поселке Заря.

А там никакой инфраструктуры, ни детских садов, ни школ, ни больниц с магазинами, ходит всего одна маршрутка».

РЕМОНТ-НЕВИДИМКА

А тем временем трагедия едва не произошла в другом общежитии по соседству - на Кулибина, 10. Здесь в ночь на 20 февраля обвалилась часть стены с третьего по пятый этаж. По словам местных жителей, от сквозной дыры их спасло только то, что кладка двойная и отвалилась наружная часть.

А буквально спустя три дня, в ночь на 23 февраля, произошло еще одно обрушение. На этот раз в общежитие тут же заявились представители горадминистрации и МЧС. А днем 23 февраля приехал глава Октябрьского района Евгений Гусейнов и был подан автобус, на котором жильцам общежития было предложено совершить экскурсию в Виноградный проезд, лично увидеть квартиры маневренного фонда.

Однако многие жильцы заявили, что никуда ехать не собираются. По их словам, там им предлагают по 6 квадратных метров на человека, уж лучше они останутся в разрушающемся доме до победного конца. Или до трагического – это уж как повезет...

Среди тех, кто отказывается покидать жилище, - инвалид-колясочник Лариса Мясникова.

«Куда я поеду?! - восклицает Лариса Александровна. - Работала на «Химмаше», живу здесь с 1994 года. А там нам на троих выдадут 18 метров, здесь-то у меня хоть 24».

Соседку поддерживает Наталья Богданова. Она тоже не собирается переезжать. Рассказывает, что серьезные обрушения начались еще в 2013 году.

А проблемы с крышей - с 2009 года. Мол, когда долбили лед на крыше, там мягкое покрытие продавливалось.

«Если бы я знала, что здание находится в таком плачевном состоянии, ни за что не приобрела бы здесь жилье», - говорит Виктория Беляева, чья приватизированная квартира находится в разрушающемся крыле. По ее словам, обрушение стены продолжается уже несколько лет. Каждую весну, когда снег на крыше начинает таять, силикатный кирпич, из которого сложен дом, не выдерживает перепада температур и повышенной влажности.

«Капитальный ремонт был, на него выделили 4 миллиона рублей, а еще предлагали жильцам скинуться с каждой квартиры по 20 тысяч, - продолжает Беляева. - Но люди на такие условия не пошли, так что в итоге обошлись государственными средствами. Ремонт вышел явно не на четыре миллиона. Подлатали все чисто косметически и этим ограничились.

Дом признали аварийным только в январе 2015-го, и мы не попали в программу расселения до 2017 года. Я ходила к заместителю мэра Юрию Ильину, он обещает, что, если будет утверждена программа расселения до 2026 года, нас в нее обязательно включат. Не знаю, достоит ли наш дом до этого срока.

Людей могут переселить в маневренный фонд - а это лишь 6 квадратных метров на человека. Мы можем рассчитывать только на 18-метровую комнату. У меня тут сын и мама больная, лежачая, которой нужна отдельная ванна. Так что мы будем здесь держаться до последнего. Если нас погребет под обломками - это будет на совести чиновников».

СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ

В Заводском районе Пензы что ни дом - то живая история. Вот и строение № 11 на ул. 9 Января из той же оперы. Дом построен в 1937 году. Срок службы фундамента 80-летнего юбиляра - 50 лет. То есть лишних 30 лет он уже простоял.

«В 2004 году началось постепенное разрушение дома, - говорит жительница аварийного строения Лидия Панкратова. - Побывала комиссия управляющей компании, после этого стену кое-как укрепили, пообещав, что дом простоит еще лет пять, а нас за это время расселят по программе переселения из аварийного жилья.

Как бы не так! В 2008 году городское руководство распорядилось... провести капремонт рушившегося дома! Они не провели экспертизу, неизвестно, на основании каких документов решили, что дом построен в 1955 году, а вдобавок непонятно откуда взялся протокол собрания собственников.

На капитальный ремонт потратили три миллиона государственных денег. А в 2010 году межведомственная комиссия признала дом непригодным для проживания с износом 73%. Тогда как городская администрация постановления на расселение дома не дает. Мы не включены в программу расселения. Только в 2015-м наш дом был признан аварийным и подлежащим сносу до 2027 года.

Жильцы нашего дома собрали документы. Получается, еще семь лет назад мы должны были получить квартиры в Ахунах или на улице Чапаева, а не в поселке Заря, куда нас «сватают» сейчас и где полностью отсутствует инфраструктура!»

Пока же людей обещают переселить в маневренный фонд. А они требуют за понесенные материальные и моральные издержки расселить дом в черте микрорайона.

В этот момент с обратной стороны здания слышится сильный грохот. Оказалось, вместе с сошедшей с крыши глыбой льда рухнула и часть балкона. Только по счастливой случайности на балконе никого не оказалось, иначе дело закончилось бы трагедией.

«Трещины повсюду, - говорит еще один житель терпящего бедствие дома Канбяр Тугушев. - В любой момент из-за расползающихся стен могут полопаться газовые трубы, и тогда точно жди беды. Мы устали сидеть на чемоданах и ждать, что случится раньше - нас выселят или потолок рухнет нам на голову».

Даниил Франк

«Молодой ленинец», № 9, 28 февраля 2017 г.

1 марта 2017, 14:47

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024