Чем на самом деле опасен запой

На вопросы читателей «МЛ» отвечает заведующий диспансерным отделением областной наркологической больницы, врач-нарколог Илья Лан.

- Мне 42 года, работаю инженером. Каждый вечер выпиваю полторашку пива, это меня расслабляет, а иначе не засну. Это алкоголизм?

- Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, если человек в неделю выпивает спиртное более одного раза, неважно в каком количестве, то можно говорить о развивающемся алкоголизме.

Попробуйте самостоятельно выяснить, что напрягает вас в работе и как этого можно избежать. Поищите другие варианты расслабления помимо алкоголя. Возможно, добиться положительного эффекта вам помогут баня, прогулки, чтение книг. Что же касается бессонницы, то нужно обратиться к психиатру или к психотерапевту, может быть, вам стоит пройти курс лечения медпрепаратами.

Если своими силами отказаться от алкоголя вы не сможете, не теряйте времени, идите к наркологу!

- Уже несколько раз кодировала мужа у разных врачей, но через непродолжительный промежуток времени он все равно срывается. Как быть?

- Срывы бывают у любого алкоголика, и этому всегда есть причины - например, окружение. Нужно понимать, что какого-то волшебного чудодейственного средства лечения алкоголизма на сегодняшний день не существует.

Кодировка сама по себе, если говорить образно, это только костыль. А чтобы полноценно встать на ноги, человек должен получать помощь от психологов и, как вариант, пройти курс психотерапии.

Резкая смена образа жизни - довольно непростая задача и требует времени. Также, если эти методы психотерапии уже не помогают, значит, необходимо госпитализировать мужа в стационар, применять другие стандартные, классические методы лечения.

- Чем опасен запой?

- Запой - это крайне опасное состояние, поскольку его последствия несут реальную угрозу для жизни не только алкоголика, но и окружающих.

Во­-первых, длительный запой чреват развитием алкогольного психоза - белой горячки. Вы хотите, чтобы однажды вас или ваших детей перепутали с демонами и попытались зарубить или зарезать? Практикующие наркологи знают в этой области достаточно печальных примеров.

Во­-вторых, во время запоя резко снижается объем принимаемой пищи, а иногда алкоголик и вовсе отказывается от еды. Он «ест и пьет» только водку. Вы обращали на это внимание? Если такое систематически происходит с кем-то из ваших близких, знайте: подобная «диета» неизбежно приводит к истощению всех органов и систем организма.

В-­третьих, всем известно, что прием алкоголя вызывает нарушения в работе печени и выделительной системы. Продукты распада алкоголя не выводятся из организма, а начинают отравлять его изнутри, поражая в первую очередь мозг и сердце. По данным медицинской статистики, алкогольное отравление (в том числе суррогатами) - довольно частая (и, согласитесь, ужасно глупая!) причина смерти.

В-­четвертых, особо чувствительна к алкоголю поджелудочная железа. Массивное и длительное воздействие на нее приводит к воспалению - острому панкреатиту.

Это крайне тяжелое заболевание, при котором частым исходом является формирование сахарного диабета. Войти в запой - прекрасный способ превратить самого себя в инвалида, нуждающегося в постоянных инъекциях инсулина.

В­-пятых, алкоголизм провоцирует развитие стенокардии, инфаркты, инсульты, вызывает поражения желудочно­-кишечного тракта. Вероятность этих заболеваний у лиц, страдающих алкогольной зависимостью, повышается в разы.

- Могут ли быть у противоалкогольной кодировки опасные последствия?

- Если человек принимает решение не по желанию, а под давлением, то да. И дело тут не в веществах, а в психологической составляющей. В таком случае возможны срывы - это все внутренний протест.

Сама же кодировка в том виде, в котором она существует сейчас (применение препаратов - производных дисульфирама), не приводит к невменяемости и таит в себе лишь ту опасность, которая написана в инструкции. Лица, которым проводится подобное лечение, предупреждаются о ней.

Важно отметить, что кодировка не является панацеей: это лишь один из шагов на пути отказа от употребления спиртных напитков.

- Распространено мнение, что алкоголизм у женщин практически не лечится. Что вы скажете по этому поводу?

- Это не так. Скорее, женщины попадают на лечение к врачу-­наркологу в более поздних, более запущенных стадиях потому, что к нетрезвому мужчине общество относится куда более терпимо, чем к нетрезвой женщине. Ведь женщина - жена, мать, хранительница домашнего очага, ей не пристало напиваться, поэтому они пьют в одиночку, дома, прячась от родных и близких, испытывая при этом чувство стыда и отвращения к себе.

Такой социальный запрет играет роль своеобразного барьера: в подавляющем большинстве случаев женщины скрывают свое пьянство и вовремя не обращаются за врачебной помощью, опасаясь встретить осуждение и насмешку. Все это приводит к тому, что они попадают к наркологу с наиболее тяжелыми формами болезни, с многочисленными осложнениями, в том числе психическими. Именно запущенность и тяжесть болезни определяют сложность лечения женщин.

Кстати, число женщин, страдающих алкоголизмом, неуклонно растет. Процессы в женском организме подвержены определенной цикличности, связанной с изменениями концентрации половых гормонов в крови. Это влияет и на эмоциональный фон, и на обменные процессы. В связи с этим зависимость от алкоголя у женщин развивается намного быстрее, чем у мужчин, буквально в считанные годы. А в молодом возрасте просто стремительно, есть даже термин «злокачественно». То есть так быстро, как раковая опухоль убивает организм.

- С чего начать лечение алкогольной зависимости, и какие методы ее лечения существуют сегодня?

- Есть два вида госпитализации: экстренная и плановая. При экстренной привозят на скорой помощи, это белая горячка, тяжелая степень опьянения. Плановая рассчитана на людей, находящихся в состоянии похмелья, и с собой нужно иметь флюорографию и паспорт.

Курс лечения согласно стандартам длится 1,5 месяца.

С точки зрения биофизиологии, человеку для того, чтобы его мозг был готов к беседам на предмет прекращения питья, построения планов на будущее, необходим минимум 21 день трезвости.

Первый этап - это снятие абстинентного синдрома (похмелья) и прерывание запоя. Лечение абстинентного синдрома ставит целью снять в первую очередь физические страдания человека, находящегося в запое (сердцебиение, головную боль, повышенное давление, тошноту, бессонницу, тревогу, дрожание рук).

Через 7-10 дней у зависимого возникает фаза, когда выпить так хочется, что прямо сил нет терпеть. В этот момент он должен быть в стационаре, чтобы медики могли погасить эту тягу.

Все интересующие вас вопросы можно задать по телефону горячей линии 45-31-09 с 8:00 до 18:00.

Владимир Вержбовский, Олеся Боровец

«Молодой ленинец», № 11, 14 марта 2017 г.

15 марта 2017, 12:44

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024