Родители, из пустой чашки не нальешь!

На вопросы читателей «МЛ» отвечает кандидат педагогических наук, инструктор семейной мягкой школы, социальный педагог Ирина Мещерякова.

***

– Сыну 10 лет, учится во вторую смену. Выполнение домашнего задания дотягивает до последнего – когда уже в школу выходить пора. Если я отказываюсь помогать в таком цейтноте, кидается мне в ноги, плачет…

– С 9 лет ребенок начинает понимать, что мир предъявляет к нему непростые требования, и пробует искать пути-выходы. Наберитесь выдержки и терпения. Вариантов поведения несколько.

Во-первых, предложите сыну сходить в школу с невыученными уроками. Жестко, но, возможно, сразу отобьет охоту тянуть до последнего.

Во-вторых, преподайте ему основы тайм-менеджмента. Ставьте таймер и объявляйте: сейчас учим первый урок – 10 минут. Возможно, ребенка просто пугает общая масса домашнего задания, а порции уже не покажутся столь страшными.

В-третьих, обозначьте время, когда нужно учить уроки, например с 9:00 до 11:00. В эти два часа вы готовы ему помогать. Но если он протянет до двенадцати, то на вас уже не сможет рассчитывать.

Да, сердце будет кровью обливаться, но важно продержаться на первых порах.

Если сын опять протянул и начал истерику, крепко, но нежно обнимите его, скажите, что любите, слышите его просьбы о помощи, но был же договор. Он нарушил его условия – вы уже вмешаться не можете. Подчеркните, что искренне сожалеете.

Имеет смысл поговорить с учителем – предупредите, что ребенок может несколько раз прийти с невыученными уроками. Чуткий педагог не будет ставить ему двойки.

***

– Ирина Вячеславовна, с какого возраста нужно учить ребенка читать? Знакомые хвалятся, что их малыши уже в три-четыре года слова складывают, а мне кажется, все хорошо в свое время…

– Обгонять природу в вопросах чтения не следует! Это высшая психическая функция, для нее должны созреть определенные структуры коры головного мозга, отвечающие за восприятие, переработку информации, а также кора лобных долей – она отвечает за программирование, контроль и организацию серийных движений.

Головной мозг развивается от нижних слоев к верхним, от задних отделов к передним, от правого полушария к левому. И это происходит во многом через движение, познание своего тела, развитие чувства равновесия, кинетики и моторики – для этого ребенок должен много двигаться, «беситься» и играть. Усадить малыша за чтение, конечно, можно, и он даже научится, но в ущерб другим своим ресурсам.

И не забывайте, что у детей образное восприятие – они видят не буквы, а образы. Им нужно приложить огромные усилия, чтобы сложить эти палочки и крючочки в буквы и слова. Вот почему лучше создавать портреты лексических единиц: «с» похожа на надкусанную сушку, «л» напоминает шалаш, «т» – молоток. И помните, что левое полушарие созревает постепенно, и лишь к семи годам абстрактное мышление становится достаточным для обучения.

Больше читайте ребенку вслух (лет до 10–11 – смело!), утыкайтесь в свою книжку у него на глазах – важно заразить его любовью к чтению. Это самое главное.

***

– Дочке пять лет, стала рисовать лестницы, рельсы, какие-то длинные конструкции из палок. Даже дом раньше был избушкой, а теперь стал многоэтажкой. Можно ли это как-то объяснить с точки зрения психологии?

– Скорее даже физиологии. Сейчас ребенок активно растет и подсознательно проецирует на бумагу изменения, происходящие в его организме. То, что вы перечислили, является отражением стремительного удлинения позвоночника.

Если активно прорезаются новые зубы, вы заметите в рисунках кочки, заборы, горки, лес из елок. А дым из трубы или спиральки вместо колес у поезда или машины – это проекция перестройки почек.

***

– Что такое кубики Зайцева и правда ли, что ребенок сразу начинает по ним читать?

– Это методика обучения чтению, основанная на сочетании складов. Все происходит в игровой форме, каждый кубик имеет наполнитель. Звонкие звуки напичканы бубенчиками, глухие – сыпучим материалом.

В некоторых детских центрах занятия с кубиками Зайцева ведут чуть ли не с младенцами. Но я считаю, что оптимальное время для введения такой системы – шесть-семь лет. Или даже в начальной школе, когда начинается обучение фонетике.

– А самостоятельно родители смогут разобраться в этой методике?

– В принципе, к наборам прилагаются инструкции, есть видеометодички, но применение всего это потребует от вас неких мероприятий в квартире: понадобится свободная стена, чтобы повесить довольно большую таблицу со складами, а также полочка, где «действуют» эти кубики.

***

– Правильно ли делают родители, отдавая детей в 4–5 лет на английский? Ведь ничего, кроме примитивной лексики, там не дают.

– Если ваш ребенок еще плохо говорит на русском, налицо логопедические проблемы, то любой грамотный преподаватель будет против ранних занятий иностранным языком – необходимо, чтобы сначала выстроились нейронные связи, оформилась поставленная речь на русском. Тогда и будет толк от английского.

И, конечно, желательно, чтобы малыш слышал идеальное иностранное произношение от носителей – у него как раз формируется фонематический слух. Включайте хорошие английские песенки!

***

– Иногда я в сердцах могу шлепнуть ребенка... Управлять нервами не получается. Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста!

– Физическое наказание к детям мы применяем из-за собственного бессилия. Малыши порой дают сдачи от отсутствия сознательного ресурса. Нельзя вводить это в привычку: неизвестно, как в будущем станет реагировать на агрессию человек, привыкший бить «в обратку».

Применить физическое воздействие к слабому сильный может лишь в случае, если что-то угрожает жизни ребенка. Например, вы ведете его через дорогу, а он вырывается: тут оправданно и тряхнуть малыша, если слов не понимает. Потом обязательно нужно объяснить, что вы сильно за него испугались, потому что ситуация была реально опасной.

Пожалуйста, помните, что волевая сфера у человека развивается лишь к 21 году! Мы ежедневно показываем детям, как владеть собственной волей, и с нас они берут пример. В следующий раз, когда накатит, просто запритесь в ванной, умойтесь, побудьте там столько, сколько нужно – и пусть за дверью ноют. Это лучше, чем влепить ребенку очередную затрещину...

А еще настоятельно рекомендую книгу Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Психолог, бабушка со стажем и бесценным опытом излагает удивительно понятным языком законы психологии общения и на массе примеров знакомит нас с навыками активного слушания. Вы научитесь расставлять границы, но так, чтобы ребенок понимал: его любят!

***

– Как раскрыть в ребенке талант? Нужно ли провести его хотя бы раз по всем видам кружков?

– Ориентироваться нужно в первую очередь на интересы самого ребенка. В три года еще сложно сказать, свойственен ли ему, например, художественный или танцевальный талант – дети все делают самозабвенно. Так что рекомендую тестировать секции минимум с 6 лет. Хорошие возможности в этом смысле дает продленка – можно попробовать пришкольные кружки.

Единственное исключение – спорт. Туда отдавать ребенка нужно вовремя, если вы хотите, чтобы он достиг серьезных успехов. Но тут крайне важно спросить себя: а зачем это нужно? Готовы ли вы к физическим и психологическим травмам у сына или дочки?

Будьте готовы к тому, что вам придется в какой-то момент быть волей для своего ребенка. Моя дочь захотела бросить танцы. Но мы договорились: так как ортопед велел укреплять спину, нужно походить в студию два года. Настя согласилась. А потом начались конкурсы, выступления, она втянулась и сама не захотела расставаться с занятиями.

Но самое главное – не забывайте, что у ребенка всегда должно быть время побалбесничать, поглазеть в потолок или в окно. В такие моменты дети перезагружаются, у них проявляется тяга к творчеству, к продуктивной игре... Без этого невозможно полноценное развитие!

***

– Сыну 9 лет, дочке 1 год. Мальчик постоянно указывает нам, что мы малышку совсем не наказываем. А если бы он нарисовал фломастером на обоях, ему бы влетело…

– Сын пытается перетянуть внимание на себя – ему, видимо, этого не хватает. 9 лет – уже очень сознательный возраст, дайте ребенку ощущение значимости в семье. Это не означает нагрузить его обязанностями. Просто постоянно подчеркивайте, что теперь как старшему брату вы предоставляете ему больше степеней свободы, зон ответственности. Не забывайте обнимать и повторять, что он ваш ребенок, вы его любите, гордитесь им.

Если сынишка в чем-то отличился, сразу же замечайте это. Например, сел учить уроки хотя бы на минуту раньше обычного – искренне восхититесь: «Как здорово ты сегодня проявил силу воли!» И почаще вспоминайте раннее детство вашего мальчика – пусть видит, что вы дорожите той порой. Так у него разовьется правильное восприятие сестренки и желание помогать и вам, и ей.

***

– Как можно развить в ребенке эстетический вкус? Сомневаюсь, что в каких-то кружках этому учат...

– Все верно. Дело исключительно за родителями. И речь не о гигиене, а о скатерти на обеденном столе, цветах в вазочке, приятной музыке вместо телевизора. Следите за тем, в чем вы ходите дома (это должна быть эстетичная одежда), как подбираете аксессуары... До семи лет у ребенка активны зеркальные нейроны – он все свое поведение строит на подражании значимому взрослому.

Творите в присутствии ребенка: рисуйте, исследуйте, шейте, музицируйте, пойте. Можно брать детей и в музеи, но не для того, чтобы заставить их узнавать да Винчи, а просто за компанию, если сходить в галерею захотелось именно вам.

Помните: из пустой чашки не нальешь!

«Молодой ленинец», № 14, 3 апреля 2018 г.

6 апреля 2018, 14:57

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024