Дети должны расти фантазерами!

Огромное количество звонков заинтересованных мам, пап, бабушек и дедушек поступило на прямую телефонную линию с Татьяной Ивайловской, директором детской художественной школы № 1 им. В. Е. Татлина.

***

- Наша бабушка уверена, что фломастеры – это зло. Мол, они не учат ребенка чувству цвета, не дают понимания того, как образуются разные оттенки. А вы что думаете по этому поводу?

– Мы обучаем и живописи, и графике. Так что все материалы используем, включая фломастеры. Главное – не применять флуоресцентные экземпляры, а вот для монохромных быстрых зарисовок фломастеры очень даже подходящий инструмент.

Единственное, о чем предостерегу, – не увлекайте ребенка готовыми раскрасками. Пусть не чужие контуры заполняет цветом, а рисует свои – это развивает фантазию, даже если получается смешно и наивно.

***

– Татьяна Павловна, подскажите, как обнаружить и развить в ребенке художественные задатки? Нужно ли давать ему все по очереди – краски, пластилин, мелки – или лучше посмотреть, к чему он сам потянется?

– Больше материалов – больше возможностей проявить себя! Вы должны показать ребенку, что разные техники дают разные результаты и один и тот же сюжет можно изобразить совершенно по-разному в карандаше, в акварели, в пастели. Главное – постарайтесь оградить ребенка от срисовывания.

Фантазийные работы гораздо ценнее и полезнее: пусть придумывает историю, изображает ее и попутно рассказывает, что происходит. Сейчас это умение дети, увы, теряют – причина в школьном обучении, которое строится на тестах: от подрастающего поколения не требуется пересказывать прочитанное, нужно просто отвечать на вопросы. Поэтому для многих тяжело стало даже изъясняться распространенными предложениями.

Развивайте в ребенке фантазию дома!

***

– Что делать, если ребенку абсолютно неинтересно рисовать и лепить? При этом родители вполне творческие, да и сестра любит креативить…

– Это нормальная ситуация: не заставляйте, чтобы не появилось отрицание! Пусть ребенок попробует себя в чем-то другом – может быть, у него талант к спорту, музыке?

А за сестрой и родителями он все равно будет наблюдать благодаря своему детскому природному любопытству. Возможно, и захочет последовать их примеру.

***

– Внучке 8 лет. Она ходит в изостудию при школе, а там собирают работы на конкурс. Но у девочки очень высокая самооценка и болезненное самолюбие. Стоит ли посылать работы на конкурсы и что делать, если ребенка ничем не поощрят?

– Ваша задача – объяснить, что в жизни так будет случаться часто и что конкурсы не всегда означают победу. Конечно, наши самые маленькие воспитанники, первоклашки, порой плачут из-за неудач. Но потом начинают понимать, что важно работать над собой, и тогда награда будет обоснованной и справедливой.

Важно чередовать победы с простым участием, иначе сформируется установка, что призы даются слишком просто.

***

– Внук пошел в художественную школу. А что, собственно, дает такое обучение?

– Если ребенок уже знает, что его будущая профессия будет связана с искусством, то обучение в художественной школе поможет при поступлении в средние или высшие учебные заведения (там в качестве вступительных экзаменов сдают рисунок, композицию).

Если же ребенок занимается у нас просто для удовольствия, то все равно формирует творческий потенциал, который поможет ему стать успешным в любой профессии.

Среди многочисленных выпускников первой художественной есть люди, известные не только в России, но и во всем мире! Например, один из первых выпускников, Герман Алексеевич Мазурин, – ныне профессор Суриковского университета, Виктор Норкин выставляет свои работы в Китае, Германии и других странах. А Вадим Фишкин открыл собственную художественную и дизайнерскую студию в Швейцарии!

***

– Сколько в Пензе художественных школ и в чем сильные стороны ДХШ № 1?

– В Пензе три художественные школы, и все они занимаются примерно по одним программам с одним и тем же набором предметов.

Наша особенность, пожалуй, в информативности, возможности постоянно и активно демонстрировать новинки изобразительного искусства, так как на базе нашей школы работает Детская картинная галерея с быстро меняющейся экспозицией и виртуальный филиал Русского музея с богатой мультимедийной видеотекой, включающей в себя видеолекции, компьютерные игры, анимационные фильмы и увлекательные интерактивные обзорные экскурсии по дворцам, залам и даже отдельным картинам.

Кроме того, рядом находятся Пензенская картинная галерея, художественное училище им. К. А. Савицкого, куда мы регулярно водим своих учащихся на экскурсии. Все это очень важно для эстетического воспитания детей и для формирования их знаний и возможностей.

– Какая учебная нагрузка в вашей школе? И нужно ли сдавать экзамены?

– У нас две программы подготовки – общеразвивающая (1–9 класс) и предпрофессиональная (5–9 класс). При переходе из одной в другую сдается экзамен: как правило, это тематическая композиция (например, «Мое любимое животное»).

Ученики начальной школы занимаются три раза в неделю по 1,5 часа, а старшие дети – по 2,5 часа. При этом поступать к нам можно начиная с 7 лет (на подготовительное отделение) и с 12 лет (на основной курс обучения, по окончании которого выдается свидетельство государственного образца).

В нашей школе 18 преподавателей на 600 учащихся. Все сотрудники – это, как правило, наши выпускники и выпускники Пензенского художественного училища, имеющие дипломы художника и педагога. В приоритете у нас академическое образование и самые сложные дисциплины, в частности рисунок и композиция.

***

– Дочка очень любит лепить. Можно ли отдать ее к вам в школу?

– Да, но и вы, и ребенок должны понимать, что у нас не кружок лепки и не курсы начинающих скульпторов, а академическое образование, подразумевающее четкое расписание и разные дисциплины – живопись, графика, станковая и декоративная композиция, история искусств…

Лепка тоже, конечно, присутствует, но не каждый день. Если готовы к такому, то добро пожаловать!

***

– Мы с внучкой были в вашей школе на выставке, очень понравилось!

– Спасибо за ваш интерес! Рекомендую следить за новостями на сайте tatlinka.ru – мы вывешиваем там анонсы о днях открытия экспозиций в нашей Детской картинной галерее. Кстати, там не только школьники выставляют работы, но и взрослые, состоявшиеся художники Пензы. Например, сейчас действует выставка картин художника и педагога ПХУ Дениса Санталова «Чудаки».

А еще мы проводим уличные вернисажи. Ближайшая выставка на открытом воздухе намечена в День города. Будем рады новым посетителям!

***

– С чего посоветуете начать эстетическое воспитание ребенка? Нужно ли ходить с ним по музеям, выставкам? Если да, то с какого возраста?

– Конечно, вы можете брать с собой на выставки и очень маленького ребенка, но это будет просто созерцание. Если же хотите отдачи, то, думаю, ее стоит ожидать начиная с 6–7 лет. Но учтите, что в этом возрасте дети быстро утомляются, им нужно переключать внимание. Поэтому длительные экскурсии они не усвоят – максимум 30 минут, и лучше в игровой, интерактивной форме.

Самый оптимальный вариант – когда ребятам дают возможность осмотреть зал, а потом в неформальной обстановке задавать вопросы.

***

– Когда можно записать ребенка в художественную школу на следующий учебный год?

– Приходите 28 августа 2018 года. Принесите готовые работы ребенка, выполненные им самостоятельно различными материалами. При наличии свободных мест останется просто заполнить несколько бланков.

С 1 класса мы набираем детей на подготовительное отделение, с 6 класса – на основное. Но некоторые планомерно осваивают все этапы, в итоге учась у нас все 11 лет и затем уже поступая в художественные вузы абсолютно подготовленными.

***

– Мы живем в Арбекове, а ребенок пока слишком маленький и несамостоятельный, чтобы ездить в вашу школу в центр города. Но учиться хочет. Как быть?

– Приходите в наши выездные классы – они действуют в гимназии № 13 и в школе № 76. Возможно, откроем еще, если решим вопрос с постоянными кабинетами для этих целей.

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 22, 29 мая 2018 г.

4 июня 2018, 14:42

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024