Судьба «Илюши»

62 года назад, в июле 1957 года, в СССР впервые поднялся в воздух самолет Ил-18. Этот летательный аппарат стал одним из самых массовых и надежных для своего времени. А для пензенцев, заставших последнее десятилетие советской эпохи, особенно тех, кто был в то время ребенком, Ил-18 навсегда остался в памяти как самолет-кинотеатр «Илюша», стоявший на набережной Суры.

ЛЕТАЮЩИЙ «ДЕЛЬФИН»

Ил-18, прозванный за силуэт «дельфином», действительно оказался одним из лучших самолетов своей эпохи. Это был второй авиалайнер с газотурбинными двигателями в СССР после Ту-104, но он значительно превзошел своего предшественника по экономичности.

Кроме того, самолет имел отличные для своего времени аэродинамические показатели, репутацию самого надежного и курсировал абсолютно на всех транспортных магистралях «Аэрофлота», включая международные рейсы.

К слову, это предопределило выбор модели на улицах Пензы. Изначально хотели установить Ту-104, но данные самолеты в Пензенском аэропорту никогда не приземлялись. А Ил-18 летал через него по ряду направлений: Фрунзе - Пенза - Рига, Караганда - Пенза - Ленинград, Новосибирск - Пенза - Львов, Красноярск - Пенза - Харьков - Симферополь. Время брало свое, и в 70-80-е годы ХХ века Ил-18 уступил место в воздухе самолетам Ил-62 и Ту-154.

Списанные аэробусы начали поставляться в различные города страны. К слову, это была не первая волна списания пассажирских самолетов. В начале семидесятых эта участь постигла модель Ан-10 (почти ровесник Ил-18 оказался менее надежным).

Один из списанных Ан-10 был установлен в городе Куйбышеве. В нем устроили детский кинотеатр «Антошка». Его однажды увидел второй секретарь Пензенского обкома КПСС Георг Мясников. Говорят, что тогда у него и родилась идея сделать что-то подобное в Пензе.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «ПОЛЕТ»

Итак, в феврале 1977 года пошли разговоры о том, чтобы доставить в Пензу самолет Ту-104 и сделать в нем детский кинотеатр. Первым предполагаемым местом «приземления» нового объекта называли перекресток улиц Чехова и Бакунина возле универмага. Об этом сообщал в своих воспоминаниях Георг Мясников.

Спустя два года, по его словам, концепт изменился. Модель сменили на Ил-18, определили площадку на набережной Суры. Решено было устроить в самолете кафе-мороженое «Полет». По задумке детей должны были встречать официантки в костюмах бортпроводниц, а во время поедания мороженого специальные звуки - имитировать нахождение самолета в воздухе. А 26 марта 1979 года в Пензе «приземлился» навечно Ил-18, которому и предстояло стать «Илюшей».

Помог подобрать списанный самолет непосредственно министр авиации. Хотя и ушло на это несколько лет.

Пара слов об истории самолета Ил-18Б с бортовым номером СССР-75674. Он был введен в эксплуатацию в марте 1959 года и честно отлетал ровно 20 лет, будучи приписан к Ульяновской школе высшей летной подготовки. Из Ульяновска он и отправился в свой последний рейс в Пензу. Вскоре самолет был официально списан. Одно время он стоял в аэропорту между дорожками. И наконец будучи частично разобранным, был оттранспортирован на место своей вечной, как тогда казалось, стоянки. На берегу Суры его собрали заново и явили взору пензенцев.

К слову, первый Ил-18 был установлен в 1976 году на Украине в городе Переяслав-Хмельницкий. Всего по стране заняли «почетные» места памятников более 30 самолетов этой модели. Далеко не все они стали кинотеатрами. Но к 1979 году уже было несколько «Илюш», аналогичных пензенскому.

Самолеты Ил-18 с кинотеатрами уже стояли в Душанбе, Запорожье, Ровно, Симферополе, Свердловске, хотя именно в таком качестве использовались далеко не везде. Возможно, именно поэтому в Пензе и хотели не пойти по проторенной дорожке, а сделать в самолете детское кафе. В результате уже после установки лайнера еще два года думали и решали о его предназначении. И все-таки выбрали кинотеатр.

ОТ ПОСЛЕДНЕГО РЕЙСА К ПЕРВОМУ СЕАНСУ

«Илюша» стал филиалом «Современника». Открытие кинотеатра состоялось 19 мая 1982 года, в день 60-летия Всесоюзной пионерской организации. 30 мая состоялся первый сеанс. Был показан фильм «Лебеди Непрядвы». Надо сказать, что над превращением «Илюши» в кинотеатр поработали творчески. Идею воплощали в жизнь сразу несколько предприятий.

Кабину превратили в музей, поместив в ней один из выпускавшихся в Пензе авиатренажеров. Фюзеляж с пассажирскими креслами стал кинозалом. Кинопроектор «Украина-5» был установлен не как обычно со стороны зрителей. По забавному совпадению имена киномеханика и старшего инженера, хозяйничавших в кинобудке, почти совпадали - Владимир Никулин и Владимир Никулкин.

Кинотеатр вмещал 60 зрителей. Билет на сеанс стоил 20 копеек, как стаканчик мороженого. Билеты продавались в расположенной рядом с авиалайнером кассе-«летающей тарелке». В начале эксплуатации «Илюше» обещали долгую и счастливую жизнь. Обсуждался проект превращения всей прилегающей территории в детский уголок. В итоге же проект просуществовал, по странной иронии, ровно столько же, сколько воплощался в жизнь, - 5 лет.

В 1983-1987 годах самолет-кинотеатр функционировал в весеннее-летний сезон (хотя первоначально предполагалась круглогодичная работа). Осенью 1987 года прошел последний сеанс мультфильмов, и «Илюша» закрылся навсегда. К концу 80-х кинотеатры в стране лишались нормального финансирования и приходили в упадок. Таким объектам, как «Илюша», суждено было стать первыми жертвами наступавшей эпохи перемен. Хотя какое-то время в самолете находилось заведение общепита. Потом закрыли и его.

ЖЕРТВА ЛИХОЛЕТЬЯ

В лихие 90-е самолет, в котором уже ничего никому не показывали, одно время стоял на месте. Доступ внутрь был открыт для всех желающих, и когда-то щеголявший блестящими серебристыми стенами и аккуратными голубыми креслами аэробус-кинотеатр превратился в неофициальный общественный туалет. Этому «помог» еще один факт - в двух шагах от самолета вместо планируемой когда-то детской зоны открылось популярное питейное заведение.

В цельном виде, по крайней мере при взгляде со стороны, «Илюша» простоял до 1994 года. Немудрено, что в те годы никому не нужный самолет начали растаскивать по частям. От аэробуса, стоявшего прямо под окнами областного УВД, не таясь, отдирали целые куски. Оторвали хвост. Жалкие остатки того, что было самолетом и детским кинотеатром, по словам очевидцев, некоторое время лежали на территории пензенской школы № 25. Потом порезанный на куски Ил отвезли на свалку, откуда и растащили окончательно. На месте, где стоял самолет, впоследствии построили торговую точку.

До наших дней сохранились только два бетонных башмака под колеса. Стоит отметить, что судьба «Илюши» не оригинальна. Аналогичная участь постигла почти все самолеты Ил-18, установленные в качестве кинотеатров, кафе и просто памятников в городах бывшего СССР.

В их судьбу вмешался и еще один фактор - «красный петух». Кинотеатры и кафе в Илах оказались весьма пожароопасными объектами. В начале 90-х списанные самолеты сгорели в Екатеринбурге, Истре, Саратове. В других городах Илы просто растаскивали, как и у нас, на металлолом. Но пара лайнеров дожила до наших дней.

На Украине, в Луцке, самолет стоит прямо в спальном районе, возле жилых домов. А Ил-18 в Ставрополе, наоборот, даже остается функциональным. Его сумели сохранить в целости до наших дней с 1981 года. Внутри расположена «Комната смеха» для детей. Тем не менее, «Илюша» был объектом весьма редким (повторимся, далеко не во всех списанных Илах сделали кинотеатры) и являлся одной из «визитных карточек» города. Наверняка при наличии желания властей в то время самолет можно было сохранить (в Ставрополе смогли же). Но эпоха безвременья стерла «Илюшу» с лица пензенской земли, о чем сейчас можно только сожалеть.

Андрей Литвинов

«Наша Пенза», № 31, 31 июля 2019 г.

2 августа 2019, 14:01

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024