Моя школа – моя крепость?

Журналист «Нашей Пензы» попытался проникнуть в охраняемые учебные заведения.

Трагедия в столице Татарстана, безусловно, потрясла всех нормальных людей. Девять человек - учителя и дети - пали жертвами того, кого человеком назвать язык не поворачивается. Но, помимо эмоций, возникает и вопрос: а могло бы такое случиться не в Казани, а у нас? Насколько легко посторонний может проникнуть в учебные заведения? Насколько ему готовы дать отпор в непредвиденной ситуации?

Все это выяснил корреспондент «НП», обошедший несколько пензенских школ и пытавшийся проникнуть в них либо молча, либо представляясь отцом ученика Юрия Ильина, то бишь называя собственные имя и фамилию.

ПЕРВАЯ ЛАЗЕЙКА

Первое из учебных заведений на моем пути. Номера школ называть не будем, тут важнее принцип.

На двери и этого, и остальных учебных заведений табличка «Вход только в масках». Тем интереснее: и режим соблюдаем, и лицо прикрываем, становясь, по идее, еще более подозрительными.

Меня останавливают трое - дежурный администратор, техничка и женщина-охранник. Пропускать отказываются. Но вопрос в другом: способны ли три женщины, две из которых (включая охрану) уже в годах, остановить злоумышленника?

Продолжаем эксперимент. Школа в центре Пензы обнесена по периметру забором с автоматически запирающимися воротами. На территорию не пройти? Одни ворота оказываются приоткрытыми настолько, что я, человек далеко не самый миниатюрный, могу в них протиснуться.

Итак, я на объекте, который, судя по всему, должен быть закрыт для посторонних с самой границы территории. Правда, развить успех не удалось. На вахте тоже женщина в годах, меня не пропускает, даже чтобы побеседовать с директором по поводу конкретно названного несуществующего ученика.

«А если, как в Казани, зайдет вооруженный мужчина, справитесь с ним?» - спрашиваю охранницу, уже рассекретившись.

«Легко, - слышу ответ, - у меня разряд по вольной борьбе». Переобувающаяся рядом школьница восхищенно добавляет: «Ничего себе!»

Бывает и такое...

ДЛЯ КОГО «ЧЕРНЫЙ ХОД»?

Ну а на следующем объекте меня наконец свободно пропускают. Прохожу мимо охранника через пищащую рамку и свободно крутящийся турникет, прогуливаюсь в рекреацию, где весело играют ученицы. И мысленно представляю, что бы могло случиться, будь на моем месте вооруженный негодяй.

Уже на обратном пути представляюсь охраннику. И Владимир (имя изменено), признавая неправоту, рассказывает много интересного: «Просто вы похожи на одного из работников школы... А вообще, проверить каждого нереально. Вот, поставили металлоискатель, но когда проходит много человек сразу, система зависает. Приходится рамку отключать.

А еще есть запасной вход, через который может зайти и выйти кто угодно, и проследить это физически невозможно. Я пытался закрывать эту дверь, но получил нагоняй - через нее в ФОК ближе ходить.

В одну из соседних школ также проходили, проверяли, проносили муляжи гранат. А мы не имеем права досматривать сумки. Нам вообще ничего не разрешено: ни оружие иметь, ни дубинку, ни даже газовый баллончик. И представьте, если войдет вооруженный человек, ему даже противостоять нечем.

И получаю я за это все 800 рублей за 12-часовую смену. Ладно я, военный пенсионер, для меня это не основной источник дохода. Но молодой крепкий человек разве пойдет работать на такие деньги? Поэтому во многих школах на вахте сидят бабушки-пенсионерки.

Наш ЧОП расположен в Саратове. Раньше охрану осуществлял местный, но проиграл тендер - саратовцы предложили на 50 рублей дешевле. И их руководству, по факту, все равно, кто у них здесь в Пензе сидит и охраняет школы».

ЧОП НЕ ПО КАРМАНУ

Картина вырисовывается достаточно печальная. Тем более слова охранника на условиях анонимности во многом подтвердила знакомая учительница, работающая совсем в другой школе. Назовем ее Еленой.

«Охрана - ЧОП. Но охранники - бабушка и дедушка. Да и стоят они только на главном входе. На втором, куда заходят ученики начальных классов, есть только уборщица, которая измеряет температуру.

Турникеты есть, но карты для прохода не дали. Проходим просто так. Рамки нет - есть штука, на палку похожая, но никто ею не пользуется. Да и как использовать? В соседней школе рамку просто отключили. Она постоянно звенит: ключи, телефоны... Проверять сумки мы не можем. Металлоискатель один, а учеников 800 человек. Сколько сканировать по времени будут?» - поделилась она.

О том, как охраняются учебные заведения области, мне рассказали в региональном минобре. Ситуация следующая. Всего в регионе - 508 школ, относящихся к 307 юридическим лицам. Они разделены по категориям опасности в зависимости от обстановки в регионе и потенциального количества жертв в случае возможного теракта.

11 объектов относятся к I категории (самой опасной), 42 - к II, 249 - к III и 206 - к IV. Все до единого заведения оснащены системой наружного освещения и тревожной кнопкой для вызова росгвардейцев, почти все (491) - системой видеонаблюдения. На этом поголовное оснащение заканчивается. Упомянутые выше рамки и «палки» уже есть далеко не везде.

«Стационарными или ручными металлоискателями оснащены 195 объектов», - сообщили в минобре.

Кроме того, закрытый периметр имеют 39 из 53 объектов I и II категорий опасности. Впрочем, как мы уже выяснили, и туда попасть можно.

Также в минобре рассказали, что согласно закону охрану объектов I-III категорий опасности должны осуществлять ЧОПы на договорной основе, а IV - сторожа-вахтеры.

По факту же ЧОПы охраняют только 191 объект I-III категорий. У остальных на это не хватает денег. Поэтому у входа сидят сторожа, как и во всех 206 школах IV категории. Да и как показывает практика, частные охранные предприятия тоже нередко отряжают на это дело пенсионеров.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ?

Поэтому родители школьников не особо верят в охрану и даже считают, что нужно учить детей по озвученному классиками принципу: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

«Безопасности в школах нет, чтоб ее оценивать, - поделилась со мной в ответ на просьбу дать эту самую оценку мать троих детей-школьников Екатерина Петровская, - у нас очень бдительная техничка (бывший работник УФСИН) и охранник-пенсионер... Надо ввести на ОБЖ уроки выживания, а также делать уроки-симуляторы чрезвычайных происшествий. В игровой форме, например».

Своим видением ситуации поделилась и упомянутая выше преподаватель, знакомая автора этих строк.

«Каждый должен заниматься своим делом. Не учителя должны мониторить соцсети и выискивать маньяков среди учеников, тем более в Казани стрелял бывший ученик. Сегодня с коллегой разговаривала - у нас легко могло бы быть то же самое. Охране надо больше платить, чтобы не пенсионерки охраняли. Может, территорию школы закрыть, как в детских садах».

Добавить к этому можно еще пару моментов. Во-первых, сомнительной выглядит тендерная система, где «дешевле» преобладает над «лучше». Кроме того, не углубляясь в подробности, самая «лайтовая» IV категория безопасности присваивается заведениям, где при потенциальном теракте могут погибнуть менее 100 человек. И охрана там может ограничиваться минимальными мерами: тревожная кнопка, сторож-вахтер... Напомним, что в Казани погибших было меньше 100.

Впрочем, думать, кто виноват и что делать, - прерогатива компетентных людей. Главное - не опоздать с решениями, тем более звоночек уже звучал и в Пензе. Вспомним свежую историю, когда школьница ударила другого ученика ножом. А задача журналиста - рассказать об увиденном.

К слову, идеально на появление незнакомца отреагировали только в одном учебном заведении - со специализированным военным уклоном. Там на перехват корреспондента вышел не только охранник, но и тренер по регби. И единственный раз была уверенность, что эти-то, пожалуй, скрутить злоумышленника смогут.

Юрий Ильин

«Наша Пенза», № 20, 19 мая 2021 г.

20 мая 2021, 16:06

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024