Вечный конфликт

Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось отстаивать свои покупательские права. У кого-то это получалось на раз-два, а кому-то приходилось повоевать.

ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ - КТО КОГО?

«Ежегодно за защитой своих прав к нам обращается несколько тысяч пензенцев, - рассказывает юрист областной Ассоциации потребителей Станислав Яшин. - А всего за 30 лет действия «Закона о защите прав потребителей» мы провели более пяти миллионов консультаций и четверть миллиона экспертиз, составили свыше 600 тысяч претензий и исковых заявлений, выиграли около 70 тысяч исков в защиту потребителей».

По словам юриста, большинство претензий, высказываемых жителями нашей области, касаются качества приобретенных товаров и полученных услуг. И, как правило, суд при решении таких споров чаще встает на сторону потребителя.

«Некоторое время назад я планировал совершить достаточно дорогостоящую покупку - квартиру, - рассказывает социолог профессор Игорь Юрасов. - Заключил с продавцом соответствующий договор, в котором оговаривались ее стоимость и иные условия. Однако несмотря на то что оплату за недвижимость я произвел в срок, квартира мне не была предоставлена вовремя. В разрешении вопроса огромную роль сыграл «Закон о защите прав потребителя», положения которого позволили найти выход из сложившейся ситуации».

Конфликт между покупателем и продавцом удалось решить благодаря тому, что в 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т. п. Именно с их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.

Сейчас основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений.

СЕТЕВОЙ ОБМАН

Как быть, если покупателя обманул не обычный магазин, а магазин, торгующий через интернет? О. Веденеева, Пенза.

Отвечает руководитель РОО «Защита прав потребителей Пензенской области» Анатолий Ниденс:

- Вообще, за защитой своих прав только к нам ежедневно обращается до десяти потребителей.

Что касается интернет-магазинов, то буквально на днях сообщалось о прекращении деятельности одного из них. В результате его «обрушения» потребитель рискует потерять деньги, предуплаченные за товар. Но и в данном случае взаимоотношения регулируются «Законом о защите прав потребителя». То есть магазины, в этом смысле, независимо от формы осуществления своей деятельности перед законом равны.

Если вы оплатили товар, но не успели его получить по вине магазина, то вначале следует обратиться к продавцу с претензией, в которой нужно указать все условия сделки. В случае если ответ на претензию в положенные десять дней не пришел, то необходимо с исковым заявлением обратиться в суд. При этом закон позволяет обращаться в суд по месту своего жительства, а не по месту нахождения ответчика. Думаю, что ваш иск будет удовлетворен, и свои деньги вы получите в полном объеме.

Игорь Брунеев

«Наша Пенза», № 11, 16 марта 2022 г.

17 марта 2022, 15:12

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024