Его стихия - стихи

16 марта доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой литературы пединститута ПГУ Геннадий Елизарович Горланов отметит 75-летний юбилей.

Геннадий Елизарович знает о стихах если не все, то почти все. И сам их пишет, и помогает другим любителям поэзии - когда советом, когда рецензией на новую книгу. Сотни выпускников филфака Пензенского пединститута считают его своим Учителем.

- Геннадий Елизарович, в 2015 году вышла в свет еще одна ваша книга - «Теория и практика стихосложения». Чем она, на ваш взгляд, будет интересна читателям?

- У каждого времени свои поэты, свои способы литературного самовыражения. Нам сегодня трудно читать стихи Кантемира или Ломоносова, хотя они были в свое время очень популярны. Нам ближе творчество Пушкина или Лермонтова - их язык стал классическим. Поэтическая эволюция продолжается, возникают и гаснут новые поэтические школы, споры о качестве стихов не утихают.

Мой последний литературоведческий труд носит научно-популярный характер, теория стихосложения изложена, надеюсь, в доступной для «любящих словесные науки» форме. Надо понимать, что поэзия - это квинтэссенция знаний, опыта и таланта, который можно развить. Уверен, чем больше в нашем обществе людей, пишущих стихи, тем лучше и приятнее в этом обществе жить.

Слово - это звук, выраженный на письме определенными символами, а звук - это энергия, рождаемая нами и отправляемая в пространство. Все в нас и вокруг нас вибрирует с определенными частотами. Наша задача - попасть в такт этим ритмам, чтобы не разрушать, а созидать.

- Сегодня много говорят о необходимости патриотического воспитания молодежи. Как это лучше делать?

- По моему мнению, любовь к Родине надо воспитывать через любовь к родному языку, а не к английскому, как это модно сегодня. Двести лет назад в определенных кругах было принято говорить только по-французски, вознося все иностранное и презирая отечественное. Но война 1812 года многое поменяла, может, потому XIX век и прославился расцветом именно русской литературы. Нет, я не против того, чтобы дети знали язык другого народа, но главное - чтобы это было не за счет знания родного. Сегодня же преподавание русской словесности в школах очень ущербно.

Да и само слово «патриотизм» надо бы заменить на русское. Может, конкурс какой объявить?

Я солидарен с Василием Тредиаковским, жившим 300 лет назад и желавшим, «чтоб и в России развелась наука стихотворная, чрез которую многие народы пришли в высокую славу».

Михаил Гущин

«Пензенская правда», № 11, 15 марта 2016 г.

18 марта 2016, 13:36

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024