Автокресло или адаптер ФЭСТ: что безопаснее для ребенка в дороге?

ДИЛЕММА НА ЗАДНЕМ СИДЕНЬЕ

Лето - пора отпусков. Вереницы машин уже потянулись в сторону юга, к теплому и ласковому морю. Многие планируют путешествие с детьми. Все прекрасно понимают, что в поездке им нужно обеспечить не только удобство, но и безопасность. Но в пользу чего сделать выбор - автокресла или удерживающего устройства?

В последнее время в интернете пугают изменениями в правилах дорожного движения. Даже сами водители путаются: кто-то слышал, что с 1 января 2017 года были запрещены все альтернативные детскому креслу удерживающие устройства - бустеры (специальные сиденья) и адаптеры ремня безопасности (ФЭСТ). Однако, несмотря на это, и те и другие предметы свободно продаются в магазинах.

- Скоро собираемся семьей в отпуск, - говорит моя знакомая Екатерина. - Обычно в дальнюю дорогу я пристегивала ребенка штатным ремнем безопасности с адаптером ФЭСТ. Неужели теперь придется брать массивное детское кресло? Это же так неудобно!

Понять путешественников можно. Ведь с собой приходится брать кучу вещей, свободного пространства в салоне мало. Загромождать заднее сиденье массивной конструкцией совсем не хочется.

ВСЕ ЛИ СРЕДСТВА ХОРОШИ?

А что говорят по этому поводу ПДД? Вот выдержка из официального документа на этот счет:

«Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств».

Другими словами, никаких изменений в правилах перевозки детей не произошло.

- Они только обсуждаются, но не стали законопроектами, - объясняет инспектор по пропаганде областного управления ГИБДД Валентин Новоженцев. - Последние изменения в правилах перевозки детей датируются 2010 годом.

А что понимается под «иными средствами»? По словам инспектора, это тот самый специальный адаптер ФЭСТ, надеваемый на штатный ремень безопасности. Его еще называют «треугольником».

- Устройство необходимо для равномерного распределения нагрузки на грудную клетку ребенка, - объясняет Новоженцев. - Его использование необходимо и для того, чтобы ременная лямка не давила на шею малыша.

Если ребенок невысокого роста, то помимо адаптера нужно использовать бескаркасное сиденье - бустер. Или, на крайний случай, положить на сиденье хотя бы толстую подушку.

Кстати, вышеописанные устройства можно использовать исключительно на заднем сиденье. На переднем перевозить детей можно только в автокресле.

Что касается новорожденных, то их транспортировка допускается только в автолюльке.

ДОРОЖЕ, НО БЕЗОПАСНЕЕ

Несмотря на компактность альтернативных удерживающих устройств, у них есть существенный минус - они не могут сравниться с автокреслом в обеспечении безопасности при реальном столкновении. Последнее же эффективнее всего может удержать ребенка при резком торможении, маневре или аварии.

Пристегнутый пятиточечными ремнями, малыш сидит в них как влитой и чувствует себя достаточно комфортно. Это, кстати, тоже косвенно влияет на безопасность, ведь спокойный ребенок отвлекает водителя гораздо реже.

Правда, и тут есть свои особенности. Например, если маленький пассажир из кресла вырос, то оно уже не сможет в полной мере обеспечить ему безопасность.

- Голова малыша должна обязательно упираться в подголовник, - говорит инспектор.

Таким образом, если есть возможность, лучше остановить свой выбор на детском автокресле. Оно, конечно, стоит в несколько раз дороже, чем ФЭСТ, но это того стоит. Однако если ребенок высокий и крупный, долгую поездку в тесном кресле он не выдержит. Поэтому имеет смысл воспользоваться удерживающим устройством.

Штатные ремни безопасности автомобиля обеспечивают комфортную транспортировку пассажиров весом от 36 кг и ростом от 150 см. Для ребенка, который не дорос до этих параметров, путешествие со взрослым ремнем может стать смертельно опасным.

КСТАТИ

Еще несколько лет назад в Пензе вызвать такси для поездки с ребенком до 12 лет было весьма проблематично. Диспетчеры предлагали обычные машины, не оборудованные детскими автокреслами, а часто вообще отказывали родителям в предоставлении услуг.

Увеличение суммы штрафа за провоз ребенка в неприспособленной для этого машине и регулярные акции ГИБДД по выявлению водителей-нарушителей сыграли свою роль. В этой сфере был наведен относительный порядок. Теперь большинство таксофирм требуют от своих диспетчеров, чтобы при приеме заказов они сами спрашивали у звонящего, едут ли со взрослым дети.

Однако, проведя эксперимент, мы выяснили, что это еще не гарантирует, что у водителя в салоне будет автокресло или удерживающее устройство. Так, в 7 случаях из 10 правила были соблюдены. Но в 3 случаях приехавшие на место водители просто махали рукой на вопрос о том, почему в машине нет обеспечивающих безопасность ребенка предметов.

Выходит, есть люди, которые по-прежнему готовы рисковать, несмотря на довольно большую сумму штрафа за это нарушение. Так происходит и потому, что помимо легальных таксистов фирмы привлекают еще и частников-нелегалов, для которых такие поездки - приработок в свободное время, а не основная работа. Соответственно, и отношение другое.

Надо оговориться, что шесть лет назад «Пензенская правда» уже проводила аналогичный эксперимент. Тогда только 3 такси из 10 приехали с автокреслами или «треугольниками». Так что прогресс налицо.

Интересен в плане наведения порядка в этой сфере опыт Самары. Там для родителей, путешествующих в такси с детьми, действует другой тариф - более дорогой. Потратить придется на 20-30 рублей больше. Однако это гарантирует, что к вам обязательно пришлют машину, оборудованную в соответствии со всеми требованиями безопасности.

Анатолий Володин

«Пензенская правда», № 24, 13 июня 2017 г.

17 июня 2017, 15:44

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024