Под Башмаково сельчане отстояли ликвидированную школу

Истории большинства сел и деревень, расположенных в глубинке, очень похожи. Когда-то было производство, много народа, а потом - смена экономического строя, разруха, исход сельчан в города.

В селе Соломинка Башмаковского района школа существовала как минимум с 1877 года.

Были здесь и каменная церковь, и ковровый цех, из которого уже в советское время образовали ковровую фабрику. Эта фабрика к нашему повествованию отношения не имеет, но невозможно пройти мимо того факта, что ее изделия шли на экспорт в Канаду и страны Европы.

Что касается численности населения, то еще во времена отмены «проклятого» крепостного права здесь проживали 1 100 человек, к 30-м годам прошлого века население удвоилось. А сегодня осталось примерно 400 жителей, в основном пожилые люди.

ИСТОРИЯ ЗАКРЫТИЯ

Школу в Соломинке закрывали в два этапа. Первый был три года назад, когда ее сделали филиалом более крупного учебного заведения в селе Соседка.

Эта история неоднозначная. Некоторые сельчане утверждают, что в 2014 году с них взяли подписи о том, что они побывали на родительском собрании. А потом якобы оказалось, что эти подписи «голосовали» за перевод школы в филиал.

Представители районного отдела образования подтасовку категорически опровергают, говорят, что жители знали, за что голосовали.

Еще часть из них утверждает, что да, они знали, но их заверили, что, пока в селе есть хотя бы один ребенок, филиал не будет ликвидирован. И они этим обещаниям поверили. Как бы то ни было, за закрытие школы не голосовал никто.

Но по прошествии трех лет, на исходе прошлого учебного года, директор предупредила подчиненных, что они могут искать другое место работы, потому что школу ликвидируют. Решение, сказала, окончательное и обсуждению не подлежит.

Сама она ушла на пенсию, а из здания стали вывозить вещи: например, исчезли станки, на которых дети работали на уроках труда. Сняли даже шторы с окон.

ИСТОРИЯ БОРЬБЫ И МОЛИТВЫ

Но люди собрались на сход и заявили о своем категорическом несогласии с этим решением. Одновременно они начали писать в различные инстанции, начиная от районной администрации и прокуратуры и заканчивая губернатором.

А глава сельской администрации Валентина Бреева поехала в Москву и обратилась в приемную президента Владимира Путина.

Для Валентины Егоровны это личная история.

Она уроженка здешних мест, переехала в Москву, жила и занималась там бизнесом 30 лет. Иногда приезжала в Соломинку и внутренне ахала, как быстро сжимается местная экономика, как разъезжаются люди. Даже по сравнению с 90-ми годами количество школьников уменьшилось в несколько раз.

Дети выросли, супруг умер, и Валентина Егоровна решила перебраться в родные места. Учитывая, что она имеет большой опыт управленческой деятельности, ее избрали депутатом местного собрания, назначили главой сельской администрации.

Она видит свою миссию в том, чтобы родное село с карты России не исчезло, чтобы оно развивалось и прирастало людьми. Так вот, считает Валентина Егоровна, на этих планах можно ставить жирный крест, если школы в селе не будет.

Всегда, когда происходят такие брожения, к ситуации, как правило, подключаются правозащитники. Ну просто потому, что обычные граждане редко сталкиваются с необходимостью отстаивания своих прав и не знают, какие шаги надо предпринимать.

Так вот, оцените, какого накала достигла ситуация, если правозащитники, которые, по обыкновению, рассылают письма во всевозможные инстанции, на этот раз «сделали ход конем». Решив, что отстоять права людей не получится, несмотря на все свое горячее желание, заместитель председателя областной общественной организации «Комитет по правам человека» Елена Черлянцева от отчаяния… поехала в монастырь. И прожила там неделю. И сама молилась, и просила тамошних монахинь помолиться за сохранение школы.

ДЕНЬ ЗНАНИЙ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Неизвестно, что в конечном итоге помогло. Бог ли, обращение ли к президенту, добрая ли воля местных властей. Но буквально за несколько дней до нового учебного года пришла благая весть: ликвидированная школа снова открыта!

Конечно, решение о закрытии было принято не просто так. В Соломинке 10 учеников, на них приходится шесть учителей, один истопник и один рабочий по обслуживанию здания. Финансирование подушевое, и его категорически не хватает на учебный процесс.

- Были бы ребятишки, - говорит заместитель главы администрации Башмаковского района Тамара Павлуткина. - Хотя бы приехали мигранты, как, например, в соседнее село Марат, куда с 2011 года переселились 115 человек по рекомендации УФМС. Или просто были бы лишние деньги у местной администрации. И никто школу не стал бы закрывать! Но жалобы родителей власти тоже понимают.

Во-первых, дорога, по которой везти детей четыре км до Соседки, слишком узкая, разъехаться на ней даже двум автомобилям нелегко. (В дни, когда родители детей собирались на стихийные сходы, на дороге как раз произошло серьезное ДТП.)

Кроме того, эта дорога пролегает через нерегулируемый железнодорожный переезд, что тоже является фактором риска. Ну и, наконец, среди ребят из Соломинки есть учащиеся начальных классов. Им придется «сидеть» в школе практически до 16:00, пока у старшеклассников не завершатся шесть уроков и кружки и всех не повезет автобус домой.

А еще в здании школы расположены библиотека, спортзал, клуб. Если филиала не будет, вряд ли зимой здание станут отапливать, а значит, село останется без «культуры и спорта».

В МАСШТАБЕ СТРАНЫ

К сожалению, ситуация в Соломинке не уникальна.

Еще в феврале этого года в Государственную думу было подано сразу три законопроекта на одну тему - о недопустимости закрытия сельских школ в случае их недостаточной укомплектованности без согласия местного населения.

Законопроекты подали Законодательные собрания Амурской области и Карелии, а также депутат, первый замглавы Комитета по образованию и науке Олег Смолин.

Олег Смолин настаивает на том, чтобы закрывали школу и ее филиал только при наличии согласия сельского схода. По его словам, механизм подушевого финансирования поставил небольшие школы на грань выживания.

Закрытие сельских школ в массовом порядке Олег Смолин называет «нарушением прав детей на доступ к образованию и вопросом национальной безопасности, так как это приводит к вымиранию села». Он приводил факты, что с 1990-х годов в сельской местности закрылось больше половины школ, а именно 25 тысяч.

Законопроект также предусматривает возможность жителей сельских регионов возродить учебное учреждение, если оно было закрыто до 1 января 2015 года.

Эти законопроекты отклонили, потому что, как объяснили эксперты, в действующем законе «Об образовании» мера об учете мнения населения уже есть.

Правда, не скрывают те же эксперты, она не всегда соблюдается.

Но, как видно на примере Соломинки, отстоять свои права можно. Власти идут навстречу жителям, если их доводы обоснованны.

Марьям Енгалычева

«Пензенская правда», № 35, 29 августа 2017 г.

31 августа 2017, 13:02

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024