Если упала стрела, нужно искать стрелочника

27 августа на строительстве нового здания пензенской филармонии произошло ЧП. Впрочем, все обошлось без жертв и пострадавших. Зданию причинен небольшой ущерб, но до устранения последствий работа на этом участке будет заморожена.

В этот день водители, проезжавшие по ул. Суворова в районе строительства нового здания филармонии, невольно притормаживали, бросив взгляд в проем открытых ворот стройплощадки.

Объектом, который привлекал повышенное внимание, был четырехосный автокран большой грузоподъемности Теrех Demag AC 100. Этот шедевр инженерной мысли сам по себе является предметом, на который любопытно посмотреть в работе.

Широкий размах домкратов, телескопическая стрела, выдвигающаяся на несколько десятков метров, невероятная грузоподъемность до 100 тонн создают ощущение мощности и надежности. Далеко не каждая организация может позволить себе такое чудо техники, да и аренда его стоит больших денег. По слухам, час работы этого силача стоит 30 тыс. руб.

Рекламируя аренду крана этой модели, компания SKM «Автотранс» называет его настоящим гигантом, который обладает высокой мощностью и устойчивостью на строительной площадке.

На этот раз гигант выглядел беспомощным и даже немного жалким, с устойчивостью вышла промашка. Его многометровая стрела легла на кровлю здания, а шасси, стоя на задних домкратах, задралось вверх метров на пять-шесть.

Говорить, что этот случай является неожиданным, наверное, нельзя. Еще за несколько дней до нынешнего ЧП можно было видеть, как этот кран работал на стройплощадке с максимально выдвинутой стрелой и малым углом наклона. Он использовался для подачи на крышу здания легких предметов, типа поддона, в котором на стройках поднимают цементный раствор, штукатурку и пр. Это зрелище вызывало как минимум два вопроса.

Первый: а что, не нашлось ничего попроще, подешевле, чтобы поднимать раствор? Это примерно как реактивным самолетом доставлять сено на ферму или привозить рабочих на стройку в лимузинах.

Второй: а не перевесит ли стрела при таком вылете и небольшом угле возвышения? Конечно, тонна раствора для 100-тонного крана - это не тот вес, о котором стоит волноваться. Но 100-тонным этот кран является только с вертикально стоящей стрелой, чем больше ее наклон, тем меньше грузоподъемность.

Существует критический угол подъема стрелы, ниже которого кран может опрокинуться с ненагруженной стрелой, ведь она сама по себе представляет плечо силы. Законы физики.

В кабине каждого крана есть схема, где показаны режимы работы стрелы и соответствующая им максимальная грузоподъемность. Рисованная схема, это для относительно простых кранов.

В таких сложных и мощных машинах уже давно используется бортовой компьютер. Он учитывает все данные: вес груза, вылет стрелы, угол ее наклона. И в случае несоответствия какого-то параметра сигнализирует крановщику об опасности.

А если тот проявляет настырность и не подчиняется рекомендациям компьютера, то система может заблокировать работу механизма до тех пор, пока параметры не будут соответствовать нормам безопасности. Почему компьютерная система не сработала в данном случае, пока не известно.

Вероятней всего, будет создана какая-то комиссия, которая установит причину падения стрелы. Повезло, что все обошлось без пострадавших, если не считать моральный шок крановщика.

Зданию пока причинен относительно небольшой ущерб. Специалистам еще предстоит поломать голову, каким образом опустить кран и при этом не увеличить разрушения на здании и не покалечить машину.

И еще одно наблюдение. На снимках можно видеть, что на крюке крана зацеплен не груз, а люлька - специальная площадка, с которой обычно ведутся отделочные либо монтажные работы на вертикальных внешних поверхностях. Такая люлька должна крепиться на неподвижной, надежной опоре. Использовать кран категорически запрещается, как раз с учетом возможности опрокидывания крана, обрыва троса, заедания механизма подъема, человеческого фактора, наконец. Наверняка комиссия обратит внимание и на этот факт.

По официальной версии, которую озвучили ответственные чиновники, кран использовался для подъема букв названия здания. А использовался для ЭТОГО мощный кран не потому, что буквы очень тяжелые, 1 потому, что у этого крана длинная стрела. А нужна была такая стрела потому, что ставить леса очень долго. А другой кран, попроще, ближе заехать не мог, потому что уже уложена плитка, и, заехав на нее, такая махина разворотит тротуар.

Но все процедуры на каждом этапе строительства прописаны в проекте строительства, документе очень серьезном, прошедшем экспертизу и согласование в нескольких инстанциях. И наверняка там прописана технология установки букв.

Если краном, то в месте его предполагаемой установки плитка не кладется. Если плитка уложена, то работа выполняется без крана. И в зависимости от этого рассчитывается смета всех работ.

Получается, что гигантский и очень дорогой кран использовался нецелевым образом только потому, что торопились все завершить к сроку, к празднику.

При штурме, как известно, потерь не считают, а победителя ждут щедрые награды.

Сергей Спичкин

«Улица Московская», № 31, 30 августа 2013 г.

2 сентября 2013, 12:18

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024