Банковская карта заблокирована: причины и алгоритм действий

Современный мир задает высокий темп жизни. Многие привычные функции, раньше отнимавшие массу времени, человек научился выполнять гораздо быстрее. Например, для совершения большинства финансовых операций сегодня достаточно банковской карты и телефона.

Однако «электронный кошелек» стал еще одной целью мошенников, желающих завладеть чужими средствами. Чтобы обезопасить деньги клиентов от посягательств злоумышленников, банки в ряде случаев блокируют карты.

БАНКИ ОБЯЗАЛИ ПРЕСЕКАТЬ СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Функция блокировки карты не является новой - банк и раньше мог связаться с клиентом, если транзакция вызывала у него подозрение, чтобы убедиться в том, что человек знает об операциях с его средствами. Более того, именно благодаря бдительности сотрудников финансовых организаций удается пресечь деятельность кибермошенников. Но теперь банки не просто могут, а обязаны блокировать переводы, в правомерности которых есть сомнения, и сообщать об этом регулятору. Соответствующие поправки в законодательстве приняты в июне и вступят в силу в конце сентября.

Данные меры могут доставить пользователю карты некоторые неудобства, но такова плата за безопасность и надежную систему защиты капитала. Например, только в 2017 году мошенники предприняли более трехсот тысяч попыток снять деньги с чужих карт и завладели примерно миллиардом рублей.

Основные характеристики подозрительных транзакций сформулируют в Центробанке. «Банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов. Кроме того, банки должны будут сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько - сохранить и главное - какую сумму в итоге вернули клиенту», - сообщил Udm-info и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЛОКИРОВКИ КАРТ

Закон обязывает банки немедленно связываться с клиентами, чтобы убедиться в правомерности вызвавших подозрение транзакций. Если человек подтвердит, что в курсе движения денежных средств, операция будет проведена.

Банк имеет право приостановить транзакцию на срок не более двух рабочих дней. Если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения операции, то через два дня банк обязан разблокировать карту, пояснил Артем Сычев.

Способ установления контакта прописан в договоре, поэтому так важно всегда быть на связи. А перед поездкой за границу лучше заранее предупредить финансовую организацию, что картой будут пользоваться в другой стране.

«В июне мы с семьей поехали отдыхать в Грецию. На пятый день нашего путешествия мне позвонил представитель банка, обслуживающего одну из моих карт, и спросил, пытался ли я снять деньги утром в Москве. Я пояснил, что нахожусь за пределами страны. Менеджер рассказал, что с моей карты пытались обналичить все средства, а это довольно крупная сумма - ее мы планировали потратить на развлечения за рубежом. К счастью, банк заблокировал карту, и замысел мошенников не удался. Деньги сохранились, но получить к ним доступ я смог только через две недели, вернувшись на родину и обратившись в офис банка», - рассказал пензенец Михаил Григорьевич.

Еще одним тревожным звонком для работника банка должно стать использование карты в разных концах населенного пункта в течение короткого промежутка времени. Это может указывать на то, что у мошенника появилась копия карточки гражданина.

Часто сотрудники банка решают связаться с клиентом или задать ему дополнительные вопросы при снятии крупной суммы денег.

«Мне позвонили по телефону и сообщили, что мой сын попал в ДТП и может сесть в тюрьму. Неизвестный сказал, что я должна перечислить 60 тысяч рублей, чтобы Сашу выпустили под залог. У меня не было такой крупной суммы на карте, перечислить удалось только 15 тысяч. Незнакомец позвонил снова и сказал, что этого недостаточно. В слезах я побежала в банк, чтобы мне помогли пополнить счет и перевести средства. Менеджера смутило мое состояние, и она спросила, что случилось. Я описала ситуацию, и девушка предложила перед переводом денег позвонить сыну - будучи шокированной страшным известием, я даже не догадалась связаться с ним. Оказалось, что сын находится на работе и с ним все в порядке, а мне, вероятно, звонили мошенники. Вернуть уже переведенные 15 тысяч рублей пока не удалось, этим занимаются следственные органы, зато бдительность сотрудника банка сохранила оставшиеся деньги», - поделилась историей пенсионерка Тамара Иванова.

Основанием для беспокойства также являются множественные переводы крупных сумм на разные карты со счета клиента или транзакции со счета юрлица на карточки в разных регионах страны.

КАК ИЗБЕЖАТЬ БЛОКИРОВКИ И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЭТО ВСЕ-ТАКИ ПРОИЗОШЛО

Если карта была заблокирована в целях пресечения деятельности мошенников, получить деньги можно несколькими способами: перевести средства на другую карту, в том числе принадлежащую иному лицу, в офисе банка или там же снять деньги со счета.

Чтобы избежать неприятностей с нехваткой денег в путешествии, часть средств лучше обналичить или взять карты разных платежных систем. Также не следует передавать карту сотруднику ресторана или магазина - надежнее попросить переносной терминал. Крупные суммы безопаснее снимать в отделениях известных банков.

Перед отъездом за рубеж нужно предупредить об этом финансовую организацию, выдавшую карту, и оставаться на связи. Пользователи, подключившие услугу СМС-информирования, могут быстрее обнаружить факт списания денег со счета и заблокировать карту, пока на ней еще остались средства.

Даже тем, кто никогда не сталкивался с подобными проблемами, важно знать о вероятности их возникновения и алгоритме своих действий в экстренных ситуациях.

31 июля 2018, 13:30

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024