В следующем году вступят в силу новые правила страхования автомобилей. Изменения в законодательстве сделают систему ОСАГО, начавшую действовать в России полтора десятилетия назад, удобнее для владельцев машин.
Самое масштабное изменение грядет в порядке присвоения и сохранения коэффициента бонус-малус (КБМ). КБМ - это скидка водителю при оплате страхового полиса за безаварийную езду и, напротив, повышение стоимости страховки, если владелец авто обращался за возмещением ущерба. За каждый год беспроблемной езды страхователю начисляется скидка в размере 5%, пока общий размер дисконта не составит максимального - 50%.
Сейчас одна из проблем, с которыми сталкиваются водители, - аннуляция бонусов, если полис не оформлялся в течение года.
50-летняя Ирина Замятина села за руль в 1996 году. За безаварийную езду Ирина Борисовна имела 50-процентную скидку по ОСАГО. В 2015 году она переехала в Москву к дочери помогать ухаживать за новорожденной внучкой. Через два года девочка пошла в садик, помощь бабушки больше не требовалась, и Ирина вернулась в Пензу. Пошла оформлять полис и узнала: ее бонусы сгорели, скидка не положена. Женщина с большим стажем безаварийной езды оказалась на одном уровне с новичком.
У 57-летнего пензенца Олега Корчагина другая история. Он научился ездить еще в юности благодаря деду-шоферу. Первой собственной машиной был унаследованный от отца «Москвич», а затем - «Нива», которой он верен до сих пор. За все годы, проведенные за рулем, Олег Корчагин ни разу не попал в ДТП.
«Пришел я в этом году оформлять ОСАГО. Девушка глянула в компьютер и говорит: у вас за столько лет ни одной аварии, поэтому вам скидка положена». А я и не знал о таком законе, сколько скажут - столько и платил», - рассказал Олег Корчагин.
Олег Владимирович решил разобраться, почему он раньше не получал скидку. Оказалось, что владелец «Нивы» оформлял полисы в разных компаниях, а общая база данных появилась у пензенских страховщиков лишь недавно.
А вот 45-летний Игорь (фамилию просил не указывать), владелец «Лады-Приоры», не скрывает, что любым путем старается сохранить бонусы.
«Недавно выезжал из двора и слегка зацепил соседскую «десятку». Сразу решил дело миром: отдал хозяину компенсацию наличными, чтобы сохранить бонусы», - рассказал пензенец.
Вот и получается, что законопослушные водители, соблюдающие правила и ни разу не попавшие в аварию, могут лишиться бонусов, а нарушители сохраняют их не совсем честным путем.
«Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента бонус-малус (КБМ). Многие проблемы вытекают из несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной.
По действующим правилам, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей», - пояснил в интервью 56orb.ru директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.
То есть, к примеру, водитель, который совершил несколько ДТП и получил коэффициент 2,45, продолжает год водить по полису без ограничения водителей, а через год у него КБМ снова снизится до 1.
С вступлением в силу новых правил эти недостатки будут устранены. Система КБМ будет поддерживать дисциплинированных водителей и ужесточит наказание для нарушителей.
Со следующего года у каждого автовладельца будет только один коэффициент бонус-малус, который не будет меняться в течение всего года. Сейчас их может быть несколько, если водитель вписан в разные полисы ОСАГО. До нынешнего времени в этом случае страховка на следующий год оформлялась с худшим коэффициентом. С введением новых правил из нескольких КБМ будет выбран тот, что предоставляет наибольшую скидку.
Кроме того, бонус сохранится, если у человека возник перерыв в вождении машины на какой угодно срок, а затем он вновь вернулся за руль.
Также планируется начать активное наступление на такие негативные явления, как невозможность купить полис ОСАГО или навязывание дополнительных услуг. Вырастут штрафы для страховщиков, препятствующих нормальной покупке полиса ОСАГО. Рассматривается предложение обязать страховщиков фиксировать на аудио- и видеозаписи оформление договора автострахования.
Сейчас идет обсуждение еще одной инициативы. На сегодняшний день страховые компании рассчитывают величину компенсации за ущерб в ДТП с учетом износа деталей и запчастей. Эту систему предлагается отменить. В этом случае денег, которые выплачивает страховщик, будет хватать на ремонт.
А для того, чтобы не допустить мошенничеств с инсценировками ДТП, будут введены определенные ограничения. При полной гибели автомобиля планируется возмещать его реальную стоимость.
Еще одно серьезное изменение заключается в выравнивании сумм компенсаций за смерть в ДТП. Сейчас выплата за жизнь пешехода вчетверо меньше, чем за жизнь пассажира. Скажем, если автобус попал в ДТП и сбил одного человека на «зебре», а другой погиб в салоне авто, то его наследники получат от страховщика выплату в четыре раза больше, чем родственники первого. Эту несправедливость планируется исправить.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024