В Пензе особая театральная атмосфера, способствующая приобщению к прекрасному не только жителей, но и гостей города. Особый вклад в этот процесс вносит драматический театр имени А. В. Луначарского. О жизни учреждения, его труппе, новых проектах и многом другом рассказал художественный руководитель Сергей Казаков.
- В 2022 году исполнится 12 лет с тех пор, как вы начали руководить Пензенским драматическим театром. Как изменилось учреждение культуры за эти годы?
- Если коротко, в новое здание театра мы вошли с 8 спектаклями в репертуаре, а сейчас их 47. В труппе было чуть больше 20 актеров, а сейчас их 41. Причем спектакли у нас для самых разных зрителей: и для тех, кто любит классику, и для тех, кто предпочитает современный театр, и для тех, кто приходит отдохнуть и посмеяться, и для тех, кому важнее мыслить и вдумываться…
У театра и вообще у Пензенской области появился свой театральный фестиваль - «МаскерадЪ», мы сами ездим на фестивали, и не только по России, но и за границу.
Проходят творческие лаборатории, к нам приезжают ведущие театральные критики страны: ректор ГИТИСа Григорий Заславский, ветераны отечественного театроведения Николай Жегин, Валерий Подгородинский, Валентина Федорова, критики молодого поколения Алла Шевелева, Евгений Авраменко и многие другие. О театре говорят и пишут на всероссийском и даже на международном уровне.
В общем, мы сейчас востребованный, современный, динамично развивающийся коллектив. Насчет востребованности я не преувеличиваю, загляните к нам на спектакли: почти каждый вечер и большой, и малый залы полны.
- За время вашего руководства значительно изменился состав труппы драмтеатра, в нее влилось много молодежи. Чем вы руководствуетесь, когда принимаете артиста на работу? Что для вас главное в этой профессии?
- В актерской профессии самое главное - быть участником общего дела, осознавать себя частью творческого коллектива. Как сказал Станиславский: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Конечно, не любить себя хороший актер не может, он будет делать все, чтобы стать лучшим - но именно в рамках общего дела, то есть спектакля.
Ведь спектакль будет по-настоящему хорош тогда, когда он создается коллективом ярких индивидуальностей, но при этом никто не тянет одеяло на себя. А для этого, хочешь не хочешь, нужно уметь подчиняться.
Я часто повторяю, и это один из принципов моей лаборатории актерского мастерства «Первая скрипка»: «Если ты не умеешь быть вторым, ты никогда не станешь первым».
Например, я сам, когда репетирую на сцене как актер, никогда не спорю с режиссером - там он главный. Потом, в кулуарах, мы можем что-то обсудить, и я могу с чем-то не согласиться как худрук, но на площадке должна быть строгая дисциплина.
Именно этого я в первую очередь требую от молодых актеров, когда они приходят к нам на службу. Талант, само собой, важен, но без дисциплины и трудолюбия он ничего не значит. И те, кто начинает «звездиться», свысока относиться к товарищам, игнорировать советы старших, в театре обычно не задерживаются.
Те же, кто остается, те творчески растут, получают новые интересные роли, вся молодежь у нас очень плотно занята в репертуаре, некоторые играют больше чем в двадцати разных спектаклях.
Хотя вот я по привычке говорю - «молодежь», а на самом деле те, кто пришли 8-10 лет назад, уже становятся зрелыми, состоявшимися артистами и постепенно переходят в среднее поколение.
Но почти каждый год мы принимаем новых выпускников театральных вузов. А сколько приходит по почте резюме от желающих попасть в наш театр!..
- Как театр пережил пандемию коронавируса, когда запрещались мероприятия или ограничивалось число посетителей? Какие чувства у вас вызывал пустой или полупустой зал?
- Когда массовые мероприятия были запрещены, театр не сидел без дела: мы придумали и запустили несколько интересных интернет-проектов: «Читаем классику онлайн», «Великой Победе посвящается…» (это было как раз в год 75-летия Победы), «Из-под пера онлайн» (известные российские драматурги специально для нас читали отрывки из своих новых пьес), #ЛИЦАТЕАТРА, #СМОТРИ_ЧИТАЙ_ПЕНЗАТЕАТР.
В них участвовали не только наши актеры, но и российские «звезды» - например, Даниил Спиваковский и Валерий Афанасьев, с которыми я знаком и дружен, мы вместе преподаем в Московском институте театрального искусства имени народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Регулярно вели онлайн-трансляции записей наших спектаклей - и прошлых лет, и нынешних.
Но, хоть мы и вынуждены были на время уйти в интернет, все-таки театр не может жить без реального общения со зрителями. Это же одно из самых живых искусств, непосредственный обмен энергией между сценой и залом! Поэтому, когда разрешили открыть залы на 50 процентов, не только актеры обрадовались долгожданной встрече со зрителями, но и зрители буквально хлынули в театр! Все разрешенные места раскупались.
И, кстати, залы были не полупустыми - для нас они были наполовину полными. Это важный нюанс. Помните, в чем разница между пессимистом и оптимистом?..
А сейчас, когда наконец-то разрешено стопроцентное заполнение залов, практически все места, как я уже говорил, заняты. Люди соскучились по живому искусству, по неповторимой энергетике театра. И мы стараемся их не разочаровывать.
- Жизнь театра насыщена событиями, гастролями, фестивалями. Что удалось провести в этом сезоне? Где побывать?
- Это был первый сезон за последние два года, который ни разу не прерывался. Перед этим во время пандемии и вынужденных простоев, благодаря поддержке Правительства Пензенской области, ни один из наших сотрудников не потерял в зарплате и никто не уволился, коллектив полностью сохранился.
Но доходы театра, к сожалению, упали: то спектакли нельзя было играть вообще, то лишь на половину зала, - так что средств на новые постановки мы заработали немного, и потому премьер вышло меньше, чем обычно.
Это прежде всего масштабный спектакль «Мертвые души» по поэме Гоголя в сценической версии Михаила Булгакова, который поставил режиссер Кирилл Заборихин, а я к своему 55-летию сыграл там роль Чичикова. Эту постановку мы выпустили благодаря тому, что выиграли грант Правительства Российской Федерации.
Потом еще один спектакль Кирилла Заборихина, очень яркий и трогательный - «Ба» по пьесе современного драматурга Юлии Тупикиной, поставленный к юбилею народной артистки России Галины Евгеньевны Репной.
К Новому году восстановили сказку «Муха-цокотуха», а к Дню Победы на малой сцене наш актер Никита Кузин (он заочно учится на режиссерском факультете ГИТИСа) поставил камерный спектакль «Телефонный разговор» по мотивам фантастического рассказа Кира Булычева «Можно попросить Нину?». Это не просто постановка - это моноспектакль, час с четвертью на сцене только один актер, Юрий Землянский. Тоже получилась глубокая и пронзительная история.
В ноябре прошлого года уже в четвертый раз провели наш фирменный фестиваль «МаскерадЪ». Мы изначально хотели посвятить его 130-летию Михаила Булгакова, даже «Мертвые души» специально для него поставили и вообще планировали грандиозную программу. Но пандемия, как говорится, внесла свои коррективы, пришлось проводить фестиваль в усеченном варианте, даже тему чуть изменили - «Булгаков и компания», то есть по творчеству не только самого Михаила Афанасьевича, но и авторов, близких ему по духу, тех, кого он считал своими учителями.
И все же к нам приехали и знаменитый московский Театр на Юго-Западе со своим легендарным спектаклем «Мастер и Маргарита», и Саратовский театр драмы, а еще, конечно, участвовали все пензенские профессиональные драматические театры.
Самим выехать, к сожалению, удалось только один раз - в Ярославль, на Всероссийский театральный фестиваль имени Виктора Розова «РозовФест». Там мы с огромным успехом сыграли спектакль «Мое загляденье» по пьесе Алексея Арбузова.
И еще раз мы ездили в Ярославль с режиссером Кириллом Заборихиным буквально на днях - там проходил фестиваль театральных вузов «Театральное будущее России». Посмотрели на выпускников, поискали будущих актеров для театра. Но об этом как-нибудь в другой раз.
- Вы являетесь автором и участником множества различных проектов. Расскажите о тех, что лично вам запомнились больше всего.
- В общем-то, я почти про все уже и так рассказал. Может быть, самый мой значительный и самый любимый проект (не считая, конечно, нашего театра) - это лаборатория актерского мастерства «Первая скрипка».
Я ее придумал и создал почти семь лет назад. Здесь люди учатся не столько быть актерами, сколько применять актерские техники в повседневной жизни: раскрепощаться, уметь по-разному общаться с разными людьми и достигать через общение своих целей. В разных группах лаборатории занимаются участники всех возрастов - от совсем маленьких до уже «запенсионного» возраста.
И есть в «Первой скрипке» совсем особенные группы - для «особенных» детей: аутистов и детей с синдромом Дауна. С «солнечными детьми» мы занимаемся в тесном контакте с организацией «Пензенские лучики». Результаты, кстати, потрясающие: дети не просто не боятся выходить на сцену, учить роли, играть простые спектакли, но мы даже поставили с ними в этом году целый мюзикл «Красная шапочка»!
А про свою авторскую методику я недавно издал книгу под названием «Сила убеждения». Планирую написать ее продолжение.
- В этом году вы решили стать участником праймериз, запущенных «Единой Россией» (предварительного голосования по отбору кандидатов на предстоящие в этом году выборы в региональное Законодательное собрание). Как вам удается совмещать политическую деятельность и руководство драмтеатром?
- Совмещать ничего не приходится. Худрук и так должен быть политиком по определению. Постоянно приходится встречаться с нужными людьми, с представителями власти и бизнеса, договариваться о помощи и поддержке театра, помогать своим сотрудникам в бытовых и социальных вопросах.
К тому же как актер я способен «влезть в шкуру» любого человека, понять его нужды и чаяния. Так что это для меня просто еще одна возможность применить свои умения и навыки для помощи людям.
- Где вы черпаете вдохновение и неиссякаемую энергию?
- У меня много источников. Общение с близкими - друзьями, мамой, женой, а вот в Ярославле на студенческом фестивале наконец-то встретил свою дочку Аню, она сейчас заканчивает Саратовский театральный институт, домой приезжает редко, и видимся мы нечасто.
Музыка - я сейчас серьезно занялся игрой на электрогитаре и даже кое-где в спектаклях исполняю музыкальные номера.
«Первая скрипка» - занятия и с детьми, и со взрослыми очень сильно подпитывают доброй энергией. Конечно, читаю книги, смотрю фильмы, слушаю музыку.
Ну и, естественно, не было бы ни вдохновения, ни энергии, если б не было постоянной помощи и поддержки коллег - директора Александра Фомина, заведующего литературной частью Виталия Соколова, режиссера Кирилла Заборихина и всего нашего коллектива, а это почти 200 человек. Театр, повторяю, - дело коллективное.
Да и вообще вся наша жизнь - сплошной источник вдохновения. Как там у Александра Блока: «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен».
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024