Пензенский государственный университет по праву называют кузницей кадров. О роли вуза в жизни региона, вызовах пандемии и планах на будущее рассказал ректор Александр Гуляков.
- Александр Дмитриевич, вы возглавляете вуз с 2013 года. Каким он стал под вашим руководством? Что удалось изменить в лучшую сторону за девять лет?
- Пензенский государственный университет относится к числу вузов, которые могут гордиться историей становления. На протяжении без малого 80 лет своего существования он был и остается учебным заведением, к которому в регионе всегда было особое отношение: всегда первый, всегда самый крупный. Иными словами - лидер. А таким, как известно, труднее, чем остальным.
Когда трудовой коллектив поддержал мою кандидатуру на выборах ректора в 2013 году, вместе с кредитом доверия я взял на себя ответственность делать все для развития вуза, справляться с любыми задачами - даже теми, которые поначалу кажутся невыполнимыми. Насколько успешно? Судить, скорее, вам.
7 лет назад мы начали менять структуру, преобразовывая факультеты в институты, и политех, как до сих пор по традиции его нередко называют, получил второе рождение. Также из факультетов были преобразованы юридический, институт экономики и управления, институт физической культуры и спорта.
Для того чтобы все эти процессы проходили более гладко и безболезненно, а главное - эффективно, необходима была поэтапная реорганизация. Я вижу выход только в этом. Грамотная рабочая структура выстраивается не один год, только в этом случае она будет не декларацией, а по-настоящему работоспособной, действующей системой, ориентированной и на внутренние потребности вуза, и на внешние объективные условия.
Учитывая опыт, накопленный университетом в области научных исследований, а также высокий научный потенциал, мы у себя в ПГУ в 2015 году создали научно-исследовательский институт фундаментальных и прикладных исследований (НИИ ФиПИ).
- К слову о науке: студенты и аспиранты ПГУ демонстрируют высокий уровень знаний на различных научных конференциях, симпозиумах и других мероприятиях. Как вы оцениваете качество подготовки своих подопечных?
- Сегодня науке на государственном уровне уделяется особое внимание. Очень символично, что Год науки и технологий перерос в тематическое десятилетие. Мы делаем особый акцент на вовлечение в научную деятельность молодежи, студентов. Качество подготовки студентов в науке я оцениваю высоко.
К слову, сейчас созданы все условия для эффективного вхождения молодых ученых в науку. На базе НИИ ФиПИ функционирует студенческий научно-производственный бизнес-инкубатор. Мы придаем этой структуре серьезное значение: через него активно привлекаем нашу молодежь к исследованиям.
В ПГУ реализуется проектное наставничество в рамках подготовки, продвижения научно-исследовательских, инновационных, технологических проектов. Институт наставничества мы берем за основу не случайно.
Я полагаю, что во многих коллективах не хватает концентрации, кооперации усилий ученых и преподавателей среднего, старшего поколения и молодых. Должна присутствовать синергия мудрости и молодой энергии.
Как это все объединить так, чтобы были конкретные результаты не только на бумаге? Мы выработали для себя некий алгоритм вовлечения молодежи в исследовательскую работу. Он включает несколько стадий: прохождение предварительной технической экспертизы, подготовка самого проекта, привлечение финансов, реализация проекта и его продвижение.
Получается, что со стартовой точки молодой инноватор полностью погружается в проект при поддержке шефа-наставника, на выходе мы получаем хорошую команду и хороший проект.
Работает также проект поддержки молодежных идей «Ректорские гранты».
- По итогам Олимпиады в Пекине ПГУ занял первое место в рейтинге российских вузов по количеству медалей студентов и выпускников-участников. Как вы прокомментируете такой успех?
- В Пензенском государственном университете учились 10 олимпийских чемпионов, теперь их 12! Конечно, победы студента Александра Большунова и выпускника Алексея Червоткина многое значат и для нашего вуза, и для всего региона. И это не только спортивная слава - это и развитие физической культуры: столько ребятишек побежит после Олимпиады записываться в спортивные секции!
За успехами Саши Большунова мы следим с 2017 года, когда он поступил на учебу в наш институт физической культуры и спорта. Пять лет назад он только мечтал об олимпийском золоте, а теперь он воплотил свои мечты в реальность. Болели всем коллективом университета, следили за каждой гонкой, переживали; думаю, он чувствовал нашу поддержку.
В условиях высочайшей конкуренции ему удалось не только выиграть пять медалей, но и завоевать титул «короля лыж» - это действительно уникальный результат! Считаю, что за свои спортивные достижения Саша достоин самых высоких государственных наград.
- С 2020 года регион жил в условиях борьбы с пандемией коронавируса. Свой вклад внесли и студенты-медики, ординаторы. Расскажите о нем.
- Сегодня профессия врача зазвучала в мире по-другому. Студенты и ординаторы медицинского института ПГУ с первых дней пандемии работали в красной зоне, помогая системе здравоохранения региона справляться с мировым вызовом коронавируса. Все мы помним, как с каждым днем возрастало число случаев заражений и госпитализаций с диагнозом COVID-19.
Юноши и девушки из нашего мединститута не раздумывая вставали на «передовую» вместе с врачами. Рассказывали, как работали по несколько смен подряд, в защитных костюмах, масках, приносящих физических дискомфорт, на износ, но ни у кого из них даже мысли не было все бросить.
Каждый раз, когда получаю отзывы из больниц, испытываю невероятную гордость за наших ребят! Около 600 студентов-медиков и клинических ординаторов в пиковом 2020/2021 учебном году принимали активное участие в борьбе с коронавирусом в качестве волонтеров, более 300 ординаторов и студентов работали в красной зоне учреждений здравоохранения. 10 выпускников мединститута 2021 года были награждены медалью «За особый вклад в борьбу с коронавирусом».
- Из-за сложной эпидемиологической ситуации неоднократно приходилось переводить обучение на дистанционный формат. Как вуз пережил это время?
- Главной нашей задачей было качественно организовать дистанционное обучение в этот период. Мы предметно начали заниматься внедрением цифровой среды в университете с 2016 года. И к моменту возникшей необходимости перевести обучение в онлайн мы, по сути, были во всеоружии.
Нам удалось создать свою электронную информационно-образовательную среду, которой сейчас успешно пользуются и студенты, и преподавательский состав.
В электронной системе предусмотрено все: у каждого студента есть свой «Личный кабинет», здесь же - все ресурсы для преподавателя (электронный журнал учета посещения, депозитарий учебных материалов и много других возможностей). С 2016 по 2020 год мы вложили в разработку средства в размере 20 млн рублей.
Чтобы система четко работала, необходимо было обучать кадры. Мы этому уделяли пристальное внимание. Подготовку прошли все сотрудники и преподаватели вуза и студенты. Таким образом, можно говорит, что у нас наработан большой опыт: отработаны технические, организационные, методические вопросы.
- Новые экономические условия - новые вызовы, и ПГУ на них реагирует. В 2022 году в вузе начнется подготовка учащихся системы среднего профессионального образования по IT-специальности, которая входит в топ-50 наиболее востребованных на рынке труда, - «Информационные системы и программирование». По вашему мнению, со временем это позволит сократить дефицит кадров в IT-отрасли?
- Доля трудоустроенных выпускников IT-отрасли одна из самых высоких. При этом большинство идут работать по специальности. Уровень заработной платы наших программистов и специалистов в сфере информационных технологий весьма достойный. Мы уже шестой год подряд по уровню заработной платы специалистов-информационщиков входим в 20-ку лучших вузов по стране.
Я, честно говорю, первые годы удивлялся, что наши выпускники так высоко ценятся. При этом одна из проблем нехватки кадров в этой сфере состоит в том, что в школах все меньше и меньше сдают физику и информатику.
В этом году мы впервые будем вести набор по программам СПО на IT-направления. Выделены бюджетные места. Ребята будут получать профессиональное образование на базе современно оборудованных мастерских WorldSkills, недавно созданных в нашем вузе по выигранному гранту.
Ежегодно количество бюджетного приема на направления, связанные с информационными технологиями, возрастает. Я думаю, что это позволит планомерно решить проблему дефицита кадров.
- Что делается для последующего трудоустройства студентов в пределах Пензенского региона?
- Любой региональный вуз по определению не может работать в отрыве от места своей дислокации. Понятно, что первоочередная задача ПГУ - подготовка кадров для своего региона.
Конечно, наши выпускники востребованы и за пределами малой родины. Тем не менее мы в первую очередь должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами Пензу и Пензенскую область. Поэтому и наша стратегия, и наша тактика «завязаны» на потребности местных предприятий и организаций.
Могу отметить, что мы в этом плане ведем себя достаточно активно, особенно в последние годы. Прямое, непосредственное взаимодействие ПГУ с работодателями региона - один из наших приоритетов. Мы стремимся готовить кадры под потребности, запросы наших партнеров-работодателей. Как положительный можно расценивать опыт создания базовых кафедр на ведущих предприятиях региона.
Благодаря таким кафедрам мы получили возможность использовать техническую базу наиболее успешных предприятий региона, а эти предприятия, в свою очередь, получат грамотно, с учетом современных требований конкретных отраслей производства и даже конкретных предприятий, подготовленные кадры.
Еще один канал реальной связи университета со своим регионом - институт непрерывного образования. Здесь мы регулярно проводим различные курсы повышения квалификации, в том числе и для госслужащих.
Как результат всего вышеперечисленного, три четверти из трудоустроенных выпускников остаются в Пензе.
- С конца февраля в Пензенскую область пребывают граждане, эвакуированные из ДНР и ЛНР. Какую помощь вы смогли оказать им?
- Пензенский государственный университет не остался в стороне. Оказывается гуманитарная помощь. Творческие коллективы выступают с концертами, психологи работают с жители ЛНР и ДНР, пережившими ужасы 8-летнего геноцида украинского режима. Студенты педагогического института проводят различные мероприятия с детьми школьного возраста. В пункты временного размещения постоянно выезжают и наши волонтеры-медики. Мы готовы принять на обучение студентов из Луганской и Донецкой народных республик.
- Каким вы видите современного студента? Каким набором качеств, навыков, умений он должен обладать?
- 60% студентов Пензенской области обучается в Пензенском государственном университете. Это наш значительный вклад как в подготовку специалистов для региона, так и в воспитание нового поколения. «Кузница кадров», как называют университеты, становится еще и «кузницей личностей».
Я не соглашусь с мнением, что воспитывать должна школа, а вуз - лишь давать профессию. В свете сложившегося геополитического обострения, постоянных нападок на Россию со стороны коллективного Запада особенно важно строить воспитательную работу молодежи в духе патриотизма, учить подрастающее поколение объективно воспринимать исторические события.
- Вы являетесь действующим депутатом регионального Законодательного собрания и приняли решение участвовать в предварительном голосовании, которое партия «Единая Россия» проводит перед новыми выборами в Заксобр. Как удается совмещать работу в вузе и политическую активность?
- Совмещать удается эффективно. Я рассуждаю так: если есть возможность помочь людям, почему не помочь; если есть возможность внести вклад в законотворческий процесс нашего региона, почему не внести свою лепту. Если есть возможность и необходимость представить наш регион за его пределами, выступить в интересах жителей Пензенской области, почему в этом процессе не поучаствовать. Это мое проявление гражданской ответственности и патриотизма.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024