Мир меняется стремительно, появляются новые тренды, и офисная недвижимость не исключение. Относительно недавно в России появились коворкинги и сервисные офисы. На сегодня это один из самых адаптивных сегментов на рынке коммерческой недвижимости, который доказал свою эффективность в сложные социально-экономические периоды. Коворкинги одни из первых показали, что гибкий подход стал важной частью бизнеса.
Мы поговорили о коворкингах и сервисных офисах с управляющей коворкингом Meeting Point в бизнес-центре на улице Кирова, 56, Еленой Афониной.
- Елена, расскажите, в чем плюсы коворкинга по сравнению с обычным офисом в бизнес-центре?
- На самом деле коворкинг уже довольно давно популярен в деловой среде. Его распробовали как частные предприниматели, так и крупные компании. Всем нравится сервисная составляющая, и это главное отличие коворкингов от обычной прямой аренды офиса в бизнес-центре.
Постараюсь объяснить проще. Если вы арендуете офис у владельца делового центра, то вы получаете только помещение. Далее вы платите за ремонт, покупаете мебель, оплачиваете счета за коммунальные расходы, нанимаете клининг для уборки и т. д. То есть тратите свое время и деньги на дополнительный персонал для административно-хозяйственного обслуживания (АХО).
Если же вы арендатор офиса в коворкинге, то, по сути, основную часть забот, связанных с АХО-обеспечением вашей компании, вы перепоручаете персоналу коворкинга.
В первую очередь вы арендуете офис сразу с мебелью для того количества сотрудников, которое у вас есть, и IT-поддержкой - вам помогут подключить оборудование и интернет.
Кроме того, коворкинг обеспечивает работу ресепшен, предоставляет расходные материалы - от канцтоваров до кофе, чая и салфеток. Коммунальные платежи и эксплуатация тоже находятся в зоне ответственности администрации коворкинга.
Как видите, компания получает ощутимую экономию по затратам не только на АХО, но и на содержание собственного административного персонала. Вы сможете сконцентрироваться на своем основном бизнесе.
А еще, что немаловажно, в коворкинге есть вся инфраструктура для проведения корпоративных встреч и мероприятий. Вам не придется тратить время на поиск дополнительной площадки, где провести переговоры, презентацию или совещание. Согласитесь, это удобно.
- Как строится работа коворкинга с клиентом, расскажите подробнее?
- Очень просто, это как сервис одного окна - это касается и оформления документов, и общения с клиентами. Вы отправляете нам запрос, а наши менеджеры проводят подробную консультацию по всем услугам.
Кстати, хочу обратить внимание, что у нас очень гибкая система бронирования помещений - от 1 часа до 1 года и более. Если вернуться к отличиям от прямой аренды офисов, где традиционно заключаются только долгосрочные договоры с жесткими условиями выхода из них, то у нас все иначе. Офис на месяц и даже на полгода в обычном бизнес-центре вы арендовать не сможете, а вот в коворкинге - легко.
Когда клиент становится нашим арендатором, взаимодействие начинается до заезда в офис - обсуждаются важные моменты организации рабочего пространства и прочие нюансы.
При заезде мы знакомим арендатора с инфраструктурой площадки. Ежедневное общение по всем вопросам происходит через ресепшен. Если нужна помощь в организации корпоративного мероприятия, будь то тренинг или конференция, наш персонал окажет помощь: встретит гостей, закажет кейтеринг.
Кстати, в коворкингах клиентов принято называть резидентами, как не просто арендаторов, а участников бизнес-сообщества.
- И все-таки: что остается в управлении самого резидента коворкинга и что берете на себя вы, какое обслуживание оказываете?
- Как я уже рассказала, сотрудники коворкинга фактически становится вашими помощниками. Мы берем на себя весь функционал, связанный с хозяйственной частью в офисе:
- коммунальные и эксплуатационные расходы;
- меблировку офисов;
- клининг и соблюдение всех санитарных норм;
- обеспечение помещениями для обедов;
- кофе-поинты, наличие питьевой воды;
- интернет и WiFi, подключение оборудования;
- общий МФУ, принтер и сканер.
Администраторы забронируют вам переговорную, встретят ваших гостей, вызовут курьера, помогут в других рабочих вопросах.
Сам клиент только оплачивает аренду и занимается своими внутренними делами, которые связаны с рабочими задачами и персоналом фирмы, к ним Meeting Point отношения уже не имеет.
- На что обратить особое внимание при выборе коворкинга?
- Многое зависит от задач компании: вам необходим постоянный офис или вы планируете пользоваться коворкингом время от времени?
В первом случае я бы посоветовала обратить внимание на следующие моменты:
- расположение - вам придется ездить в офис каждый день, и это должно быть удобно с точки зрения транспорта;
- формат помещения: отдельные кабинеты или опенспейс с большим количеством рабочих мест;
- наличие сервиса и инфраструктура, насколько все продумано;
- дизайн и ремонт, ведь вы будете проводить в офисе по 8 часов.
Если вы хотите пользоваться коворкингом только время от времени (арендовать переговорную, зал, поработать в коворкинге день или снять офис для временного пребывания вашей команды на небольшой срок), то выбор рекомендую осуществлять по тем же критериям, просто менять важность одного или другого.
Так, например, пользуясь периодически переговорными, вам не особо актуален будет дизайн офиса. Вы скорее обратите внимание на расположение, удобно ли будет доехать вам и вашим деловым партнерам, а также качество обслуживания ваших гостей.
Особое внимание я бы посоветовала уделить персоналу коворкинга. Все мы люди и понимаем, что важно отношение к клиенту, насколько качественно, профессионально и культурно работают администраторы. Это создает атмосферу самого коворкинга. Человеческий фактор очень важен.
Еще рекомендую почитать отзывы, зайти в соцсети или прийти в коворкинг лично и все посмотреть.
- А каким бывает ценообразование, от чего оно зависит у вас в Meeting Point?
- Вы знаете, ценообразование зависит от разных факторов, в том числе от набора услуг, включенных в цену. Российский рынок коворкингов и сервисных офисов не имеет официальной классификации, но неофициально она все же есть. Принято разделять пространства на бизнес и эконом. В каждой категории своя ценовая политика, так как они отличаются всем - от ремонта до сервиса. Выбирая коворкинг, который работает по системе «все включено», а это бизнес-категория, вы понимаете, что это будет дороже, чем эконом, и при этом выше по качеству сервиса.
Что касается наших тарифов, в Meeting Point предлагаем следующие услуги: поработать в коворкинге - от 250 руб./час; аренда переговорной комнаты - от 900 руб./час (в зависимости от вместимости); аренда зала для мероприятий - от 2 800 руб./час (также зависит от вместимости); цены на офисы зависят от квадратуры и вместимости.
Актуальные цены есть на нашем сайте: point2meet.ru/locations/atrium.
Как правило, для многих арендаторов офисов важен юридический адрес и парковка. Мы предоставляем нашим клиентам юридический адрес при аренде от 11 месяцев. Своей парковки у нас нет, но мы можем предложить нашим арендаторам машино-места на наземном паркинге бизнес-центра.
- Насколько сегодня коворкинг востребован в Пензе? Есть ли требования к компаниям-арендаторам?
- Могу с полной уверенностью сказать о востребованности коворкинга в Пензе. Meeting Point в городе открылся недавно и уже имеет постоянных клиентов из сферы малого бизнеса и не только. Чаще всего предприниматели, самозанятые, бизнесмены и просто приглашенные спикеры проводят мероприятия в конференц-залах, а специалисты узкого профиля, такие как риелторы или страховые агенты, арендуют переговорные комнаты.
Даже у стилистов и визажистов наш зал популярен - он у нас «трансформер». Из одного большого конференц-зала мы можем сделать три небольших по площади, что очень удобно для разделения на группы во время проведения какого-нибудь форума например. Клиенты после мероприятия зачастую уходят от нас в приятном удивлении от такой возможности нашего «трансформера».
Каких-то специальных требования к арендаторам у нас нет. Есть стандартные правила делового этикета и поведения на площадке. А так мы рады всем клиентам.
Больший интерес к аренде офисов проявляют компании из сферы IT-технологий и недвижимости. Недавно крупная IT-компания арендовала у нас в коворкинге 70 рабочих мест, фактически мы имели 100% заполняемость. Вы представляете?
Также Meeting Point посещали и представители власти нашего региона - это председатель правительства Пензенской области, министры образования и экономического развития. А весной к нам с визитом приедет полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе - это будет очень значимое событие для нас.
- Как вы думаете, какие перспективы развития у коворкингов в нашем городе?
- Пенза не город-миллионник, но, как показывают практика и статистика, все больше людей находят возможность совмещать работу в найме с параллельным развитием своего бизнеса. Можно работать на полставки или в гибридном графике. Это позволяет развиваться и получать больший доход. И чем больше растет дело, тем более необходимым становится офис, комфортное рабочее пространство. Не все могут, да и хотят вести бизнес «на дому», где много отвлекающих бытовых моментов. Как раз эту потребность и закрывают коворкинги. В одном деловом пространстве созданы все условия для полноценной работы.
Кроме того, в последние годы стали появляться узкоспециализированные коворкинги, под определенных специалистов. Недавно в Пензе открылся коворкинг для профессионалов сферы красоты. Я была приятно удивлена, что у нас развивается этот тренд.
Использование офисных площадей меняется, и предприятиям любого размера нужны более гибкие, прозрачные и предсказуемые в части расходов решения, чтобы противостоять сложным рыночным условиям. Поэтому я уверена, что таких пространств в скором времени будет намного больше по всей России и в нашем городе тоже.
Заказчик - ИП Асташина Н. С., ИНН 583606122455, сайт point2meet.ru/locations/atrium.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024