Главный головорез Пензы

"Ох и дорисуешься ты, Генка!" - вспылила учительница, обнаружив в школьной тетрадке вместо формул шаржи и карикатурки. И ведь как в воду глядела!

Наверняка многие пензяки уже обратили внимание на необычного художника, все лето работавшего на улице Московской. Да и немудрено. Ведь сам творец силуэтного портрета - балагур и весельчак.

В роду Чередниченко художников не водилось. И только Гену с братом Бог наделил талантом. Юные рисовальщики частенько подтрунивали над матерью: просили изобразить одно и то же животное - верблюда. То, что получалось на бумаге, вызывало неуемное веселье у всех троих.

Но после окончания школы Геннадий поступил не в художественное училище, а в энергетический техникум. Получив диплом, пришел на велозавод. Однако и здесь с карандашом не расставался. Даже на серьезных совещаниях рисовал карикатуры на коллег. Тогда же в руки пензяка попало необычное издание "Евгения Онегина" с силуэтными иллюстрациями художника Гельмерсена. Они произвели на Геннадия сильное впечатление. Но толчком к профессиональному творчеству послужило не это.

Отдыхая как-то на юге, наш земляк заметил на набережной вырезальщика портретов. Мало того, что субъект брал с каждого заказчика по 50 рублей, так еще и с важным видом вещал: "Этому надо очень долго учиться! А вообще-то сей талант дан лишь избранным!" И тогда Чередниченко на глазах у всей публики попросил у силуэтчика ножницы и бумагу. А через минуту протянул ошалевшему "творцу" его профильный портрет. Под общий смех покрасневший до кончиков ушей мужик зло прошипел: "Иди отсюда! Не отбивай клиентов!"

Вернувшись из теплых краев в Пензу, Геннадий для начала вырезал силуэты всех своих родственников. Те растрезвонили знакомым об уникальном художнике, и заказы посыпались как из рога изобилия.

"А чем я хуже москвичей?" - закралась тогда шальная мысль в голову Геннадия, и пензяк махнул на Арбат. К своему удивлению, он обнаружил, что и здесь от заказчиков не было отбоя. Особенно падкими на творчество нашего земляка оказались иностранцы. Один американец во весь голос восторгался талантом мастера: "В США ты стал бы дико популярен!" Скромно потупив взгляд, пензяк хитро ответил: "Не сомневаюсь. Только пришлите вызов!"

Однажды в очередь к Чередниченко выстроилась целая вьетнамская делегация. Где-то клиенте на пятом Геннадий Федорович вполголоса сказал переводчице: "Этих ребят можно по трафарету вырезать - они все как с конвейера!"

Самыми необычными клиентами оказались ортодоксальные евреи. Добрых полчаса гости из Израиля с пейсами и в широких шляпах наблюдали за пензяком и приценивались, будет ли скидка. Посовещавшись, "дети Моисеевы" наконец-то отважились: мол, режь! Минут через десять портреты были готовы. "Большое вам спасибо. Если будете в Иерусалиме, найдите нас у Стены плача", - с этими словами клиенты двинулись прочь. "Ребята! А деньги?" - окликнул их мастер. Иудеи тяжело вздохнули и зашарили по карманам:

А как-то раз уроженец Кавказа прямо спросил у Геннадия: "Слюшай, дарагой, а как называется твоя профессия?" - "Мастер силуэтного портрета", - скромно ответил тот. На что горец парировал: "Вах! Неправда. Ты - головорез!"

Со временем пензяк обзавелся даже собственным рекламным щитом - взял да и сфотографировался с картонной фигурой Горбачева. Теперь прохожие спрашивают мастера: "Неужели сам Михаил Сергеевич вам позировал?"

Было в жизни Геннадия Федоровича и несколько "звездных" встреч. С особой теплотой он рассказывает о сеансе с Ириной Мирошниченко. Когда актриса достала деньги, Чередниченко только замахал руками. И тогда прима кино оставила на этюднике мастера автограф, подарила билет на концерт и кассету со своими песнями.

К слову, росписей знаменитых личностей у пензяка накопилось немало. Есть среди них и росчерк Евгения Леонова. Однажды по Арбату прогуливались ученики великого актера и заказали Геннадию портрет Евгения Павловича. Узнав, что студенты идут в гости к самому Доценту, Чередниченко отказался от гонорара и попросил, если это возможно, принести автограф артиста. В тот же вечер просьба была выполнена.

Те, кому нынче за сорок, прекрасно помнят первый советский сериал "Тени исчезают в полдень". Для молодых же этот фильм - далекая история. Поэтому, когда рядом с Геннадием вдруг встал артист Яковлев, он сильно удивился. "Устин Акимыч! Да вы ли это?" - "Неужто признал?" - спросил актер. Так в коллекции Чередниченко оказался еще один автограф.

А однажды пензяк написал Листьеву в "Поле чудес": "Привет, Влад! Я решил не посылать вам кроссворд - это слишком тривиально. Вот вам на память шарж в двух экземплярах. Сочтете нужным - пригласите на передачу, а нет - так хотя бы распишитесь на одном из портретов". Через месяц из столицы пришел автограф телеведущего.

В последние годы Чередниченко трудится на Московской. По его словам, сейчас там, кроме пивных павильонов, и посмотреть не на что. Однажды к мастеру подошла молодая женщина, самой выдающейся частью лица которой был нос. Художник напрягся - наверняка сейчас будет ныть, чтобы изобразил ее "шнобель" в два раза меньше. Однако клиентка настояла: "Пожалуйста, ничего не приукрашивайте". Геннадий Федорович честно выполнил работу. Дама расплатилась и ушла. А через несколько дней вновь остановилась возле умельца и попросила сделать еще один портрет. Пожав плечами, художник выполнил заказ. И тогда женщина демонстративно вынула из сумки первый силуэт и приложила его к только что изготовленному. Толпа вокруг ахнула: профили совпали на 100 процентов! После того как стихли восторженные возгласы, женщина объяснила, что ей, как архитектору, было принципиально важно узнать, насколько художник точен в своей работе.

Хотя цена портрета всего десятка, порой Геннадий Федорович не берет с "моделей" и этих денег. Однажды девушка по имени Неля честно призналась, что наличных у нее нет, и предложила оплатить труд мастера: стихами. До сих пор пензяк хранит это небольшое посвящение, суть которого сводится к следующему: силуэтный портрет делается на столетия, поэтому "цена в червонец за века, ты мне поверь, невелика!"

"А вы знаете, ведь мое творчество дало жизнь новому человеку, - сообщил мне Чередниченко. - Вырезал я как-то портрет девушки. Стоявший рядом с ней парень залюбовался работой, а в итоге и красавицей. Недавно пара приходила ко мне со своим сыном. Вот так-то!"

Вторая специальность настолько вошла в жизнь Геннадия Федоровича, что он, глядя на известную скульптуру "неистового Виссариона", что напротив драмтеатра, профессионально подмечает: "В его вытянутую руку ножницы сами просятся!"

А еще пензенский самородок отменно пародирует почти всех известных политиков - от Горбачева до Ельцина и Жириновского. Прибавьте к этому умение вырезать по дереву. О качестве работ красноречиво говорит следующий факт. Когда в музее народного творчества экспонировались творения Чередниченко, одну из поделок стащили прямо в день открытия. Воистину, если человек талантлив, так уж во всем!

28 октября 2003, 15:54

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024