15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. В России его отмечают с 1992 года. Именно тогда был принят закон, началась просветительская работа, и в организации, выступающие на стороне потребителей, потянулись обманутые и недовольные покупатели. Теперь образованных в этом отношении людей стало больше, но и обращающихся по-прежнему много.
У потребителей всего восемь прав: на удовлетворение основных нужд (на основные товары и услуги), на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни), право на выражение потребительских интересов, на информацию, на просвещение, на выбор, на здоровую окружающую среду и на возмещение.
С последним сталкивались многие пензенцы, в том числе известные люди и политики. Так, несколько лет назад Светлана Пинишина купила сапоги. Через какое-то время они начали разваливаться. Светлана Федоровна пришла в магазин и потребовала, чтобы ей заменили товар или вернули деньги. В конечном счете ущерб ей возместили, но далеко не сразу.
А вот если бы тогда Светлана Пинишина воспользовалась не только правом на возмещение, но еще и на информацию, решить вопрос удалось бы куда быстрее и без нервотрепки.
Директор Пензенского регионального центра потребительского движения Елена Ленина советует изучать свои права. Главный принцип - консультироваться до, а не после покупки. Например, человек приобрел товар, он вышел из строя. А вместо денег по прошествии некоторого времени ему вернули ту же самую вещь, но отремонтированную. Если бы потребитель знал, как правильно действовать, он мог бы получить равноценный товар или деньги, да еще и неустойку. От грамотности покупателя зависит и результат.
Кстати, именно поэтому девиз Дня защиты прав потребителей в 2006 году звучит так: «Потребитель, знай свои права!»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024