Профессор Владимир Первушкин считает, что историческая справедливость в отношении захоронения Степана Тюрина уже вряд ли когда-либо восторжествует. Речь идет о последнем владельце здания, в котором теперь располагается музей народного творчества.
Могила Тюрина неизвестна. Единственное, что можно утверждать на основании документов, - последним местом упокоения значится Мироносицкое кладбище.
«Борис Николаевич Гвоздев в 1920-е описал захоронение Тюрина. Там было написано, что сделано в виде часовенки металлической, была надпись «Тюрин Степан Лаврентьевич. 1846 - 1911». Он даже писал, что там была икона, принадлежавшая кисти Васнецова», - сообщил профессор, доктор исторических наук Владимир Первушкин.
Несколько дней назад к сотрудникам 11 канала обратился пензенец, который считает себя потомком Степана Тюрина. Алексей Потемкин надеется на помощь общественности в деле прославления памяти Тюрина и восстановления его захоронения.
Пенсионер утверждает, что, хоть на могиле нет никаких дат и имен, он помнит, как в детстве на кладбище его привозил отец и показывал именно этот склеп.
«Он был еще нормальный. Лестница была чугунная, площадка. Испохабили часовню, а на ней витражи были, стекла цветные, я помню. Потом я здесь не был», - пояснил мужчина.
Владелец усадьбы (ныне музей народного творчества) считался одним из богатейших пензяков своего времени и известным меценатом.
«Тюрин был спонсором, если на современный язык перевести, Мироносицкой церкви и Богоявленской. Он был гласным (сейчас - депутат) городской думы», - рассказал Владимир Первушкин.
В рукописи краеведа Гвоздева есть только описание роскошного склепа Тюрина, но нет указания на его точное месторасположение. А в Пензе начала XX века было немало богатых людей, которых могли похоронить в столь же дорого оформленной могиле.
Уже в 60-е годы местные историки проводили обследование Мироносицкого кладбища и не смогли отыскать место упокоения Степана Тюрина.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024