На прошлой неделе Пенза вновь стала объектом обсуждения на страницах федеральных СМИ и на сайтах ведущих новостных агентств. И снова мы прославились не с лучшей стороны. Хотя, если быть честными, в регионе происходят куда более драматические события, но они почему-то такой резонанс не вызывают.
Например, не так давно мы рассказали о воспитаннице детского дома, которая вынуждена была заниматься проституцией. Но эта история не взволновала ни чиновников, ни общественность. А инцидент, произошедший в детском лагере «Романтик», обсуждался даже в аппарате полпреда ПФО.
УСМИРИЛИ, КАК СМОГЛИ
Впрочем, интерес полпреда вполне объясним: не так давно он возглавлял работу окружного совета по вопросам семьи, материнства и детства, который проходил в Пензе. Чиновники и политики рассуждали над архиважной темой - как сделать, чтобы в Приволжском федеральном округе не было несчастных и обездоленных детей. Поэтому когда в пензенском лагере произошло ЧП, аппарат Бабича отреагировал незамедлительно.
Удивление вызывает другое: почему одни взрослые взваливают на детские плечи колоссальную ответственность, а другие ведут себя настолько беспечно, что совершенно не беспокоятся о безопасности своих чад.
17 июня в лагере «Романтик» разыгралась драма. Именно драма, потому что последствия этого ЧП драматичны для всех его участников. Суть произошедшего в двух словах такова: во время тихого часа одна из девочек категорически отказывалась спать.
По словам очевидцев, она прыгала по кроватям, смеялась, шумела, нарушая распорядок лагеря и не давая своим соседкам по палате отдохнуть. Пришедшая на шум вожатая попыталась утихомирить не в меру разыгравшегося ребенка, но у нее ничего не получилось.
Тогда девушка (назовем ее Елена) решила позвать на помощь воспитателя. Но и более взрослой Татьяне (имя по этическим соображениям изменено) вразумить девочку не удалось. Кто кого спровоцировал и что стало последней каплей, переполнившей чашу терпения персонала лагеря, сейчас выясняют сотрудники регионального следственного комитета.
По существующей версии, 11-летнему ребенку связали скотчем руки и ноги и привязали к кровати. Дальше события развивались, что называется, по нарастающей. Освободившаяся через какое-то время девочка сообщила о произошедшем маме. Естественно, та быстро приехала в лагерь, забрала дочь и отвезла к медикам, которые зафиксировали на запястьях ребенка синяки...
КУДА СМОТРЯТ ВЗРОСЛЫЕ?
Но это история не о жестоких воспитателях и вожатых. ЧП, произошедшее в «Романтике», вскрыло давнюю проблему: в лагеря набирают неквалифицированный персонал. Отсюда и проблемы. Например, Елена (вожатая, не сумевшая утихомирить расхулиганившегося ребенка) в этом году окончила школу. Девушка решила поработать вожатой за 4 тысячи рублей в месяц.
Поэтому то, что произошло, вполне объяснимо. Разве профессиональный педагог согласится работать за такие деньги? Ведь за эти копейки он должен будет отвечать за жизнь и безопасность доверенных ему детей.
Вот она, главная проблема: чиновники экономят на безопасности ребятишек. А сами при этом никакой ответственности не несут. Так было всегда: во времена Советского Союза вожатыми тоже работали студенты. Но, может быть, уже настало время изменить эту пагубную практику? Дети сейчас не те, что раньше. Многие открыто идут на конфликт даже с бывалыми педагогами, не говоря уже о вожатых, которые старше их всего на несколько лет. Например, Елена старше пострадавшей девочки всего на 7 лет. А Татьяна - на 9. По большому счету они сами дети: что такое 18 и 20 лет?! Их самих еще учить и учить.
В этом смысле непонятна беспечность взрослых - родителей девушек и тех, кто принимал их на работу. Первые, предполагая, какая ответственность ляжет на плечи их детей, разрешили им работать в лагере. А вторые, зная, что в «Романтике» отдыхают сложные дети, приняли на работу непрофессионалов. Вот и получилось то, что получилось...
ТРЕБУЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Проблема гораздо глубже, чем синяки на руках и психологические травмы. Ведь жизнь богаче наших представлений о ней: произойти в летнем лагере может все, что угодно. Разве вожатые, которые всего на несколько лет старше своих подопечных, могут вывести их из горящего корпуса, вытащить из реки или просто разнять драку?!
Лично мне непонятна позиция родителей, которые со спокойной душой отправляют в лагеря своих чад. Даже пребывая 24 часа на закрытой территории, дети не находятся в безопасности.
Кстати, «Романтик» - не простой лагерь. Это отделение реабилитации комплексного центра социальной помощи семье и детям Ленинского района. Здесь проходят реабилитацию дети из многодетных семей, инвалиды, сироты, ребята, числящиеся в базе данных ДСОП (дети, находящиеся в социально опасном положении).
За некоторыми числятся кражи, бродяжничество, склонность к токсикомании. Словом, это не самый простой контингент для работы. Всего в лагере 200 детей в возрасте от 6 до 15 лет.
Тем более непонятно, почему вожатыми и воспитателями в таком лагере работают люди, не имеющие к педагогике никакого отношения.
«Каким бы сложным ни был ребенок, с ним обязательно нужно разговаривать, - уверена старший помощник руководителя регионального СК Людмила Фомина. - Вообще, со всеми детьми нужно разговаривать, только так их можно расположить к себе и объяснить, что ты друг, а не враг. Можно было вывести непослушного ребенка на улицу, сесть с ним на лавочку и поговорить по душам.
Вполне возможно, что безобразное поведение - всего лишь бравада и способ самоутверждения. Таким образом дети завоевывают авторитет у своих сверстников. Если оборвать их спектакль и лишить внимания публики, то вполне можно найти общий язык. Этим психологическим приемам учат в педагогических вузах».
Именно поэтому в детских лагерях должны работать профессионалы. Или хотя бы студенты последних курсов педфаков. Но никак не вчерашние школьники и будущие юристы, как Татьяна. Сейчас девушка напугана, растеряна и не желает общаться без адвоката. Свою вину она признала и воспитателем уже не работает. Хочется верить, что эта история не отразится худшим образом на ее будущей карьере, ведь она и так уже наказана. А отвечать, по большому счету, должны те, кто принимал ее на работу.
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
Несколько лет назад корреспондент «АиФ - Пенза» тоже подрабатывала вожатой. Как вы понимаете, к педагогике она отношения не имела.
За 21 рабочий день (два из которых выходные) она получила 1 500 рублей. А за детьми приходилось следить круглосуточно.
Приехав в лагерь в 2006 году, наш корреспондент увидела деревянный одноэтажный корпус, рассчитанный на сорок детей. По-хорошему заниматься ими должны были двое вожатых и один воспитатель. Но из-за нехватки кадров на отряд поставили воспитателя - опытную женщину лет сорока - и нашего корреспондента - 19-летнюю студентку.
Детям было по 12 - 13 лет. Не самый простой возраст. Первые дни было все замечательно: все присматривались друг к другу и даже готовились к каким-то мероприятиям.
Но через несколько дней воспитательница стала куда-то исчезать: она то отлучалась на многочисленные дни рождения коллег, то просто горела желанием с ними пообщаться. Общение растягивалось на несколько часов. Все это время детьми занималась неопытная вожатая: усмиряла особо активных ребят и искала по лагерю «потеряшек».
Дети были разными: из многодетных семей, из малообеспеченных, неблагополучные, сироты... К каждому нужно было не только найти подход, но и постараться не дать в лоб. А сделать это, по признанию нашей коллеги, очень хотелось.
Из сорока вверенных ей детей тридцать были мальчиками. Они могли и крепким словцом приложить, и замечания проигнорировать. А вожатой нужно было как-то обеспечивать дисциплину. Вот и обеспечивала, как могла...
P.S.: В минувшую пятницу прокурор Пензенского района отменил постановление о возбуждении уголовного дела. В настоящее время данное решение обжалуется в областной прокуратуре.
КСТАТИ
В 2011 году пострадавшую в «Романтике» девочку вроде бы избили одноклассники. Ее мама задолжала в фонд класса 600 рублей, а классный руководитель постоянно зачитывала перед учениками фамилии должников. Это и стало причиной инцидента.
А вскоре девочка получила двойку, и ее мама посчитала, что это месть. Сначала она пыталась выяснить отношения с руководством школы, а потом написала письма в администрацию города и даже в аппарат уполномоченного по правам ребенка.
ПРИМИРЕНИЯ НЕ БУДЕТ
В отношении горе-вожатой и воспитателя возбудили уголовное дело по статье «Побои». Говоря юридическим языком, это не особо тяжкая статья, которая позволяет урегулировать ситуацию в досудебном порядке. Другими словами, обиженные и обидчики могут прийти к консенсусу и помириться. И тогда дело будет закрыто.
Кстати, вожатая и воспитатель пытались принести извинения, но мама пострадавшей девочки была непреклонна: девушки должны ответить за содеянное.
Агата Речная
«Аргументы и факты - Пенза», № 26, 26 июня 2013 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024