В этом месяце в регионе был создан интересный прецедент. Жителю Пензы позвонил якобы сотрудник службы безопасности банка и сообщил, что с его счета хотят похитить деньги. А чтобы этого не произошло, надо оформить кредит и перевести средства на другой счет. Мужчина перевел 1,6 млн на счет, указанный мошенниками. Концовка оказалась нетрадиционной. Банку перевод показался подозрительным, и он… его заблокировал. Только после этого пензенец понял, что его чуть не обманули.
Такая блокировка - не самый лучший способ борьбы с киберпреступниками: заблокировать могут и честный перевод. А почему не действуют другие способы? Например, помощь граждан в раскрытии подобных преступлений?
ТЮРЕМБАНК НА СВЯЗИ
«Алле, с вами разговаривает «Тюрембанк» - под таким заголовком можно было объединить большую часть звонков от мошенников, которые получают жители региона. Не секрет, что пензенцев разводят на деньги лица, находящиеся за решеткой. Пензенцы уже научились определять их сами, без подсказки. И даже пытаются сдать контакты злоумышленников в правоохранительные органы. Безрезультатно.
«Звонил мне тут «банкир», предлагал пенсию на другой счет перевести. Я понял, что это мошенник, трубку положил и написал заявление в полицию, указал номер, с которого поступил звонок. Хотел, чтобы бандита поймали, чтобы он других обмануть не смог. А чем все закончилось? Мне из полиции отписку прислали: мол, в возбуждении дела отказано, нет состава преступления. Понятно, почему этих мошенников никто не находит: потому что их никто и не ловит!» - возмущается пенсионер Василий Гладков.
«То, что граждане сообщают в полицию о звонках мошенников, это правильно, - поясняет специалист по уголовному праву Роман Пророченко. - Но когда полиция отвечает об отказе в возбуждении уголовного дела, она действует в рамках закона. Чтобы возбудить дело, нужно проверить информацию. У полиции мало технических возможностей отследить эти номера, в первую очередь из-за того, что звонки часто поступают не с территории России. Но заявление граждане писать все равно должны».
Потому что есть шанс, что однажды правоохранительные органы догонят по IT-технологиям мошенников.
КСТАТИ
По данным УМВД России по региону, в Пензе за восемь месяцев 2022 года зарегистрировано 1 800 случаев дистанционного мошенничества. За это время удалось раскрыть 33% данных преступлений и привлечь к ответственности 540 человек.
ОСТАП ОБИДЕЛСЯ
Есть варианты, когда и нарушение удается установить, и деньги не потерять. Только результат в поимке преступника тот же.
Галине Л. мошенники оборвали все телефоны, звонили по несколько раз на дню. Последнему из них она высказала все, что думает о нем и его коллегах, и заблокировала номер. Злоумышленник не успокоился. Он позвонил с другого номера и нахамил Галине. Оказывается, у мошенника тоже накипело: он тратит много времени на разговоры по телефону, а над ним смеются.
Галина написала заявление сразу в несколько ведомств: в прокуратуру, Центробанк, Роскомнадзор и полицию. По телефону мошенник называл ее по имени и отчеству, а значит, он получил незаконный доступ к персональным данным. Переписка с ведомствами длится уже третью неделю, они запрашивают дополнительные сведения. Время на то, чтобы найти преступника по указанному номеру, тает на глазах. Больше всего Галину удивили в полиции и банке, где она обслуживалась: «Сейчас же всем звонят, ну что из-за этого возмущаться?»
«Если данные гражданина вида «телефон и ФИО» стали доступны мошенникам, то защититься от наплыва звонков с неизвестных номеров практически невозможно. Гражданин может установить спецпрограммы для автоопределения звонившего, для отсева звонков с номеров, уже использовавшихся с мошенническими действиями. Специальные службы могут воздействовать только на организации, допустившие утечку данных гражданина», - поясняет доцент кафедры «Информационная безопасность систем и технологий» ПГУ Владимир Мали.
«Для получения от оператора связи информации о владельце номера телефона оформляется мотивированный запрос (с указанием данных по заведенному уголовному делу), в некоторых случаях требуется санкция суда. И на формирование уголовного дела, и на составление запроса, и на получение одобрения судебной инстанции нужно время. Для ответа оператора также определены сроки. И получаем грустную картину - времени затрачено слишком много. И чаще всего выясняется, что номера зарегистрированы на подставных лиц», - говорит начальник управления информатизации ПензГТУ Александр Савочкин.
«Сейчас многие собирают персональные данные - от поликлиники до интернет-магазинов. Определить, откуда именно произошла утечка, тяжело, особенно если вы активны в Интернете, часто делаете интернет-заказы», - обращает внимание Роман Пророченко.
Кстати, многие сайты могут передавать базы покупателей на законной основе. Корреспондент «АиФ-Пенза» почитал пользовательские соглашения известных российских интернет-магазинов. В них можно увидеть, что они оставляют за собой право передавать собранную информацию о клиентах третьим лицам. Возможно, речь идет о службе доставки. Но использованные формулировки помогут избежать ответственности, если базы уйдут в руки мошенникам.
«Лучший способ не встречаться с ними - не иметь смартфона и банковской карточки, - признает Роман Пророченко. - Для большинства граждан это невероятная ситуация. Поэтому лучший способ защититься от мошенника - положить трубку и заблокировать его номер».
Вступать в дебаты не стоит. Уже известны случаи: мошенники начали мстить тем гражданам, которые разыгрывают их или ругаются с ними - преступники используют их номера для дозвона другим жертвам.
Ирина Акишина
«Аргументы и факты», 20 сентября 2022 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024