Через несколько дней город на Суре готовится отпраздновать свое 360-летие. Символом тех, кто считается его основателями, стал памятник «Первопоселенец» на улице Кирова. Сейчас он является визитной карточкой области: возле «мужика с конем» назначают свидания, по нему ориентируются в городе. Однако для того, чтобы этот монумент открыли в 1980 году, пришлось идти на хитрости, иначе «Первопоселенца» могли запретить.
ОЛИМПИАДА, КУЛИКОВСКАЯ БИТВА И «РУСОФИЛЬСТВО»
Идея создания памятника, посвященного основателям и первым жителям Пензы, принадлежит Георгу Мясникову, который в 1961-1986 гг. был вторым секретарем Пензенского обкома КПСС. Георг Васильевич активно интересовался краеведением. При нем в Пензе появились музеи Мейерхольда, Ключевского, Куприна, а также Музей одной картины.
«Версия создания памятника «Первопоселенец» гласит, что в 1977 году Георг Мясников встретился с известным ленинградским скульптором Валентином Козенюком, - рассказала заведующая культурно-образовательным отделом ГБУК «Пензенский краеведческий музей» Татьяна Черникова.
- На встречу с Георгом Васильевичем скульптор привез снимок, на котором была запечатлена его заготовка к скульптуре «Вольга и Микула». Микула пришелся по душе, а от Вольги было решено избавиться. Так появился крестьянин с копьем в правой руке и с сохой - в левой: символ того, что строители крепости были крестьянами и пахарями, которые одновременно с этим несли военную службу».
С конца 1977 до начала 1980 года Валентин Козенюк работал над «Первопоселенцем». Георг Мясников планировал открыть памятник к 8 сентября 1980 г., в день 600-летия Куликовской битвы. Идея монумента мало вязалась с датой, но это была не самая серьезная проблема.
Во-первых, сама скульптура (а это был первый конный монумент в Пензе) сильно отличалась от других арт-объектов в городе: на тот момент в областном центре стояли памятники участникам Октябрьской революции 1917 года, В. И. Ленину, другим крупным советским политикам и мемориалы, посвященные погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Во-вторых, в 1980 году в Москве проводились летние Олимпийские игры, и в это время было запрещено строить Дома культуры и открывать мемориалы в регионах. Георг Васильевич понимал риск, но отказываться от идеи не хотел. Переносить открытие памятника на более благоприятное время тоже не собирался.
«Могут прихватить с этим памятником: русофильство»; «верит (Козенюк), что «Первопоселенец» - получится, но есть страх, что за него нас разделают», - писал в своем дневнике Георг Мясников.
Однако, несмотря на опасения, Георгу Васильевичу удалось выйти из положения: памятник был зарегистрирован как садово-парковая скульптура, поскольку на такие объекты запрет не распространялся.
«ЛЕТА 7171 (1663) НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ»
Изначально Георг Васильевич собирался установить «Первопоселенца» на земляной горе у кафе «Засека». Место было красивым, популярным у горожан: лесной массив, окраина города. Однако в процессе работы над памятником стало очевидно, что он выйдет монументальнее, чем планировалось, места у «Засеки» ему явно не хватит. Да и к тому же Георг Васильевич решил, что будет нехорошо, если памятник станет ассоциироваться с общепитом. У Мясникова возникла другая идея.
«Преобразить верх улицы Кирова: восстановить вал и фрагмент крепостной стены, обозначить символом в виде набатной башни с колоколом и подлинной пушкой крепость Пензу, а напротив, на самом обрыве, создать сквер и установить памятник Первопоселенцу Пензы. Сделать это все к 8 сентября, дню 600-летия Куликовской битвы», - вот что задумал Георг Мясников.
Проект оформления площадки под памятник разработал ленинградский архитектор Юрий Комаров. Согласно плану в основе должен был быть двухметровый рукотворный курган, на его вершине - мраморное основание для скульптуры. Саму площадку окружили решеткой, на которой были изображения герба города.
Был реконструирован земляной вал, у его подножья поставили пушку и мемориальную плиту. У подножья памятника Первопоселенцу была выбита надпись «ЛЕТА 7171 (1663) НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ».
Это время основания крепости по старому и новому стилю, а также слова из документа, сообщавшего о начатых работах.
«В работе по сооружению комплекса принимали участие коллективы завода «Электроавтомат», производственного объединения «Пензтяжпромарматура», Горэлектросети, дорожного ремонтно-строительного управления, «Горзеленстроя», художественного фонда ремонтно-строительного управления, учащиеся школ, училищ Пензы», - рассказал министр по охране памятников истории и культуры Пензенской области Александр Понякин.
- В мемориально-исторический комплекс входят крепостной вал XVII века, деревянная девятиметровая звонница с чугунной плитой (120×100 см), на которой рельефными буквами сделана надпись «Оборонительный вал города Пензы. Сооружен в 1663 году». На пьедестале - небольшая чугунная мортира».
Жителям города «Первопоселенец» сразу понравился. Это было изображение не какого-то правителя или кого-то, кто был далек от простого обывателя, а обыкновенного человека, благодаря которому появилась Пенза. Прозвище «мужик с конем» быстро закрепилось за монументом.
Однако любовь жителей города к Первопоселенцу оказалась своеобразной: то фуражку на него наденут, то на коне яблоки нарисуют. Правда, по сравнению с тем, как от горожан доставалось другим, более современным памятникам (например, настрадавшемуся от горожан «Кентавру»), все это - милые шалости.
Вячеслав Колесников
«Аргументы и факты», № 22, 31 мая 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024