На сегодняшний день торговля - одна из динамично развивающихся сил экономики: ее оборот растет на территории Пензенской области год от года.
ТОРГОВЫЕ СЕТИ КОНКУРИРУЮТ С РОЗНИЧНЫМИ РЫНКАМИ
На коррекционном совете при правительстве Пензенской области Максим Уханов, заместитель руководителя территориального органа федеральной статистики, заметил, что вот уже три года Пензенская область занимает шестое место в Приволжском федеральном округе по обороту розничной торговли на душу населения.
В 2011 году наблюдалась переориентация населения на покупку товаров в магазинах: более 90 процентов оборотов розничной торговли было сформировано торговыми предприятиями, а на рынки приходилось только 8,8 процента (против 11 процентов в 2008 году). В 2011 году на территории области функционировал 21 рынок.
Тем не менее рынки играют большую роль в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, напольными покрытиями. На январь 2012 года можно выделить преобладание рынков универсального типа (81 процент) и сельскохозяйственного (9,5 процента).
Уханов отмечает быстрые темпы развития сетевой торговли, которая сохранила свои позиции в кризисный период за счет стабильной ценовой политики.
В 2011 году на розничную торговую сеть пришлось 15,6 процента от общего оборота розничной торговли (в 2010 году - 13,9 процента).
Для сравнения: в целом по России розничные торговые сети формируют 19 процентов от общего объема розничной торговли.
Особое место в торговле занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства сформировали в 2011 году более половины всего оборота розничной торговли.
В сентябре 2011 года в ходе исследования было выяснено, что в данной сфере бизнеса работало 25 734 человека: 15 тысяч индивидуальных предпринимателей, 54 партнера, 3 862 члена семей и 7 717 наемных работников.
Объем выручки по всем видам индивидуальной деятельности за месяц составлял 4 миллиарда 935 миллионов рублей. То есть на одного предпринимателя, получается, приходилось 329 тысяч 100 рублей.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ОТОШЛИ НА ВТОРОЙ ПЛАН
Соотношение объемов продаж продовольственных и непродовольственных товаров в 2011 году показало уклон в сторону последних: 58 процентов оборотов составили непродовольственные товары, что свидетельствует, по мнению Уханова, о том, что пензенцы стали зарабатывать больше.
Среди непродовольственных товаров возросла реализация компьютеров, аудиоаппаратуры, стройматериалов и так далее.
Специалисты отмечают и рост продаж алкогольной продукции. В 2011 году на 20 процентов увеличилось потребление алкоголя: если в 2010 году потребление на душу населения составляло 6,97 литра, то в 2011 году цифра возросла до 8,37 литра.
Оборот розничной торговли на душу населения за последние 8 месяцев вырос до 58 420 рублей.
В целом численность работников розничной торговли в 2011 году составила 16,4 тысячи человек при средней заработной плате в 11 003 рубля (а по области - 16 361 рубль).
На развитие розничной торговли крупными и средними организациями было выделено 38,4 миллиона рублей. Объем розничной торговли по всем каналам организаций за 7 месяцев вырос в 21 муниципальном образовании.
Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в Мокшанском, Наровчатском, Пачелмском, Бессоновском, Спасском районах.
Снижение оборотов розничной торговли зафиксировано в Вадинском, Белинском, Башмаковском, Лунинском, Нижнеломовском, Неверкинском, Сердобском, Сосновоборском районах.
По мнению Уханова, на экономическую ситуацию в розничной торговле влияет ряд негативных факторов: высокий уровень конкуренции, большие налоги, недостаточная платежеспособность населения, высокая арендная плата.
Екатерина Козина
«Любимая газета - Пенза», № 36, 5 сентября 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024