Палатки уходят в прошлое

Если кто-то иногда бывает на Центральном рынке, то, наверное, мог заметить, что число палаток в рядах, где торгуют различным ширпотребом, несколько поубавилось. Возможно, это связано с зимними холодами. Но, возможно, на то есть иные причины.

Дело в том, что еще в 2011 году Государственная Дума приняла поправки в Федеральный закон «О розничных рынках». Их суть в том, что всю розничную торговлю на рынках предполагалось перевести из палаток в крытые помещения. И в первую очередь это касалось непродовольственной группы товаров.

Естественно, были определены и сроки: в Москве и Санкт-Петербурге - с 1 июля 2012 года. В остальных городах - с 1 января 2013-го. Январь давно миновал, но на нашем Центральном рынке, да и на других более мелких площадках палатки по-прежнему стоят.

Более того, даже беглый опрос торгующих на них людей показал, что практически никто об этом законе ничего не слышал. А поскольку никто из администрации рынка сворачивать торговлю их не заставлял, так чего же суетиться?

В принципе, все верно. Однако, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Но и сам закон - палка о двух концах. Попробуем разобраться. По кому он бьет в первую очередь? Во-первых, по продавцам. Тысячи (и это не преувеличение) пензенцев могут остаться без работы. А если брать в масштабах страны?

Во-вторых, по предпринимателям (а продавцы в основном - те же мелкие предприниматели). И палатки они выбрали не столько потому, что им нравится мерзнуть на морозе, сколько потому, что за аренду места они платят относительно небольшие деньги (на всякий случай, поясню, что главная в этом предложении фраза «относительно небольшие»).

В любом крупном торговом центре им придется за ту же самую площадь платить в разы больше. Ну разве только потребность в грузчиках отпадет.

И дальше по цепочке: администрация рынка что-то теряет?

Безусловно! Каждый день огромная армия контролеров собирает дань с владельцев палаток. Это позволяет и их содержать, и руководству рынка проводить пиар-акции с далеко не хилым бюджетом.

Ну а кто у нас является фактическим хозяином Центрального рынка, думаю, никому напоминать не нужно. Это как в известной песни из детского фильма про Буратино: «Скажите, как его зовут?».

А еще теряет бюджет в виде поступления налогов. И все потому, что закон приняли, а людей об этом почему-то не предупредили. Они не смогли вовремя перебазироваться в другое место. И так далее, и тому подобное. Все как обычно у нас в России.

Как же решить эту ситуацию, ведь она далеко не нова? В свое время бывший мэр Пензы и теперь уже бывший зэк Александр Пашков ликвидировал ларьки в центре города, которые, по его мнению, очень портили городской ландшафт.

Нет вопросов, они действительно не вписывались в облик областного центра. Но кто-нибудь подумал о том, куда трудоустроить в одночасье оставшихся без работы продавцов этих мелких лавочек? Они-то в чем провинились?

И еще. Раз уж торговлю решили сделать более цивилизованной (и в этом абсолютно ничего плохого нет: на некоторые городские рынки уже давно приятно посмотреть), то есть перевести торговлю в специально обустроенные крытые рынки, то это забота собственника, согласитесь.

Ну кому приятно вставать в пять утра, чтобы к шести часам успеть собрать эти примитивные тентовые конструкции?

Форма собственности Центрального рынка - государственное унитарное предприятие (полное название ГУП «Пензенская областная агропромышленная корпорация»). И в данном случае ключевое слово «государственное». Капитал корпорации весьма приличный.

Но, видимо, проще тратить деньги на предвыборные кампании, чем на развитие бизнеса. А уж тем более если речь идет практически о халявных деньгах.

Павел Романов

«Любимая газета - Пенза», № 8, 20 февраля 2013 г.

22 февраля 2013, 11:49

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024