В пензенской культуре случилось чрезвычайное происшествие. Правительство области 30 декабря 2013 года издало постановление о ликвидации Пензенской филармонии, которая свыше полувека радовала зрителей музыкальным и сценическим творчеством. Как говорится, новогодний «подарок» артистам и публике.
При этом обращает на себя внимание следующая странность: в документе не указана обоснованность подобной радикальной меры, когда под угрозой увольнения оказался коллектив почти из 300 человек. Хотя законодательство Пензенской области предписывает приобщать к постановлению о ликвидации пояснительную записку, содержащую обоснование целесообразности ликвидации, и информацию о кредиторской задолженности учреждения.
10 января, в день, когда в Пензе происходила эстафета олимпийского огня, в филармонии «гасили» очаг культуры и творчества, один из немногих в области: в большом зале состоялось собрание коллектива данной концертной организации, перед которым выступил начальник управления культуры и архива Пензенской области Евгений Шилов, заявивший, что признает работу филармонии неэффективной, что ждет их всех на работу во вновь созданную организацию «Пензаконцерт» на условиях срочных (!) контрактов, а те, кого не устраивает статус временных работников учреждения (кстати, не имеющего никакого отношения к филармонии и не являющегося ее правопреемником), будут уволены.
Естественно, у работников филармонии было много вопросов к новоявленному вершителю их судеб по поводу целесообразности подобных акций и вхождения в противоречие с социальной политикой государства, не поощряющего массовые увольнения, и что перевод артистов в категорию работников, с которыми заключён договор лишь на определённый срок, существенно ущемляет их права.
Однако представитель власти от подробного диалога в тот день отказался, заявив, что торопится на спортивное мероприятие (видимо, судьба олимпийского факела заботила его больше, чем участь людей, чьими проблемами он обязан заниматься по долгу службы), и не предъявил участникам собрания запрашиваемых документов (постановление правительства Пензенской области за подписью губернатора, приказ начальника Управления культуры Пензенской области).
Не получены никакие сведения о членах и о процедуре заседания наблюдательного совета, рекомендовавшего провести ликвидацию, как будто это верховный тайный совет времен императрицы Анны Иоанновны. Взамен ссылок на законы - конкретной правовой информации, волнующей людей, - должностное лицо пообещало провести брифинг и удалилось.
Председатель профкома филармонии заслуженная артистка России Нина Голубина отметила, что расценивает происходящее как месть творческим работникам, ранее отстаивавшим свои трудовые права, так как ранее из уст некоторых чиновников звучали слова о том, что, дескать, мы построим новую филармонию, а вас ликвидируем и уволим.
Что ж, подобное мнение учреждения культуры, то какой смысл затрачивать колоссальные средства на строительство для него огромного здания с вывеской «Пензенская филармония» и с органным залом, в востребованности которого в регионе, где любителей органной музыки в силу сложившегося зрительского менталитета не так и много? Не лучше ли было эти деньги направить на совершенствование работы давно существующей творческой организации, на развитие уже состоявшихся творческих коллективов и артистов? Или кому-то из управленцев-ликвидаторов пришла мысль потешить за счёт судеб людей искусства собственные амбиции?
То, что вокруг филармонии разгорается скандал, грозящий стать, пожалуй, самым грандиозным за всю ее историю, - очевидно. Сразу после встречи с начальником управления состоялось заседание расширенного профкома, на котором присутствовали представители всех профсоюзных организаций, существующих в Пензенской областной филармонии, и признали действия учредителя, влекущие массовые увольнения без согласования с органами по защите трудовых прав, незаконными.
Вот таким способом, представляющимся весьма сомнительным, региональные власти начали Год культуры, объявленный в России. И почему-то не взяты во внимание основы законодательства Российской Федерации о культуре, где в статье 9 говорится: «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур...»
А статья 27 тех же основ гласит: «Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права... стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности; способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу...»
Этот конфликт имеет шансы получить резонанс на всю страну. Хотя, может быть, чиновникам еще не поздно одуматься и приостановить процесс ликвидации во избежание культурной катастрофы. Это было бы мудрее.
Евгений Свежов
«Любимая газета», № 3, 15 января 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024