Ко Дню Победы в Пионерском сквере, в музее под открытым небом, установили весьма примечательный объект - реактивную систему залпового огня, или официально «изделие» 9П138 «Град-1». Примечательность объекта заключается в том, что «Град-1» выпускался на Пензенском компрессорном заводе.
«Град-1»- версия знаменитой на весь мир БМ-21 «Град». Отличается от нее тем, что имеет меньшее число направляющих для реактивных снарядов - 36, а не 40, а колесной базой служит не мощный «Урал», а более легкий ЗИЛ-131. Соответственно, за счет более низкой зиловской базы и пакет направляющих располагается ниже, и установку легче заряжать. «Град-1» предназначался для вооружения морской пехоты.
Согласно «Википедии», «Град-1» имеется только в двух музеях: в частном музее техники Вадима Задорожного и военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске. И вот наконец «Град- 1» появился в Пензе. И за это от имени всех, кто когда-то был причастен к его выпуску, в том числе и от себя лично, хотелось бы сказать огромное спасибо отцам города. Это достойный и редкий экспонат.
Кроме «Града» в музее еще пара новинок с цветочными названиями: 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» и 152-мм 2СЗ «Акация». Они не столь редкие, имеются в музеях более чем 30 городов, в том числе и за границей. Тем не менее для пензенцев будут интересны. И опять же упоминание Пензы в «Википедии» тоже лишним не будет.
И все это, конечно, замечательно, однако возникает ряд вопросов. И не только у меня. В интернет-сообществе идею размещения военной техники именно в Пионерском сквере изначально встретили весьма критично.
Аргументация критиков проста: зачем разбрасывать экспонаты по всему городу? Почему не собрать их в одном месте, как это сделано, например, в Саратове? Ведь там действительно музей, который можно назвать Музеем с большой буквы. Наши же «анклавы» у городской администрации, у краеведческого музея и теперь вот в Пионерском сквере на звание музеев никак не тянут.
И это при том, что у нас есть действительно уникальные экспонаты. Например, 152-мм гаубицы системы Шнейдера у проходной военного городка. На казенниках стволов сохранились царские двуглавые орлы и надпись: «Заводъ Путилова, 1915 годъ». Таких орудий было выпущено всего 314 штук. Они активно участвовали в боях с немцами и в 1-ю мировую, и в Отечественную. И, возможно, эти два орудия - последние в России. К ним можно возить туристов наравне как к памятнику Первопоселенцу.
Правда, если раньше орудия красили нитрокраской и надписи были хорошо видны, то теперь красят масляной и ничего не разобрать. И нет никаких пояснительных табличек.
Еще один вопрос, который хотелось бы задать: почему подготовка к 9 Мая в Пензе всегда происходит в такой спешке, по сути, в авральном режиме? В прошлом году в спешке напортачили с композицией «Журавли» и Памятником боевой и трудовой славы, да так, что уже через месяц там пришлось проводить ремонтные работы. В этом году точно так же в авральном режиме военную технику выгружают на совершенно неподготовленную площадку в Пионерском сквере. Там же нет ни плитки, ни асфальта.
Спешка иногда приводит и к таким казусам: из Пионерского сквера к городской администрации в свое время перетащил отреставрированную на заводе «Машсталь» легендарную самоходку СУ-100. Зачем перетащили, спрашивать не буду, дело уже прошлое, хотя и недешевое.
Вопрос в другом: почему на информационной табличке вес указан не в тоннах, а в килограммах? Да-да - многотонная махина весит всего-навсего 31,6 т. Вроде бы мелочь, но: здесь закрасили уникальные надписи уникальных стволах, тут килограммы спутали с тоннами, а многотонные орудия установили едва ли не на газоны. И все в спешке, кое-как.
Вопрос: зачем? Разве нельзя все делать вовремя и нормально?
Павел Арзамасцев
«Любимая газета», № 18, 4 мая 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024