«Коммунальщиков - к ответу!» - с таким намерением «МЛ» собрал очередной круглый стол у себя в редакции. Под перекрестный огонь наших вопросов попали Вячеслав Стоянов, директор ООО «Генеральная управляющая компания», Ирина Ширшина, начальник Госжилстройтехинспекции Пензенской области, Лидия Сидорова, председатель Ассоциации потребителей Пензенской области, и рядовой пензяк Алексей Шкадов, председатель совета дома № 17 по улице Ленина.
♦ ПОЧЕМУ СЛОВО «КОММУНАЛЬЩИК» ВЫЗЫВАЕТ СПЛОШНОЙ НЕГАТИВ? И КАК ИЗМЕНИТЬ ЭТОТ СТЕРЕОТИП?
Лидия Сидорова: «Это все идет из советского прошлого - анекдотичных образов вечно пьяных сантехников и электриков. И от того, что тогда коммунальные услуги были ненадлежащего качества. Сейчас ничего не изменилось, но зато они подорожали в десятки раз.
Что с этим делать? Улучшать! А еще обеспечить прозрачность работы коммунальщиков для рядовых пензяков. Например, по закону, если человек запрашивает сверку расчета, ему должны дать ответ в три дня. А на деле все это затягивается чуть ли не на месяц.
Очень часто коммунальщики неправомерно отказывают людям в перерасчете за то, что горячая вода была чуть тепленькой, а отопление вовремя не включили. Недавно мы помогли жителям Железнодорожного района выиграть суд против управляющей компании, которая отказывалась аннулировать плату за весь отопительный период 2011 года, хотя тепло не поставлялось.
В общем, коммунальщикам нужно крепко дружить со СМИ, чтобы просвещать население. И все вместе мы должны воспитывать нового потребителя ЖКУ - грамотного и ответственного!»
Вячеслав Стоянов: «Там, где уже появились советы домов, нет никакого негатива! Люди взяли бразды правления в свои руки. Правда, пока такие объединения появились только в 110 пензенских домах из 3000, но процесс пошел!»
Алексей Шкадов: «Действительно, нам коммунальщики уже не кажутся такими страшными: мы у ГУК нашли поддержку в своих намерениях провести ремонт дома, кровли, системы отопления. И лифты нам починили!»
♦ МОЖЕТ ЛИ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ?
Ирина Ширшина: «Не только может, но и должен! А для этого мы все обязаны понимать свою роль как жильцов и заботиться о своих квартирах, как хозяин заботится о частном доме! То есть житель третьего этажа должен понимать, что ответственен за состояние и крыши, и подвала! Так что без создания советов домов не обойтись, поскольку именно они должны принимать решение об объеме ремонтных работ и способах их оплаты. А чтобы дело шло еще активнее, я бы предложила платить зарплату старшим по домам. И такие примеры в Пензе уже есть!»
Лидия Сидорова: «Да, совет дома - это хорошо. Но входить в него должны люди, которые разбираются в китайской грамоте коммунальных услуг. А у нас по большей части это пенсионеры, которые в силу возраста и образования многого не знают. И берут измором! Поэтому контроль за состоянием домов и работ должен быть не только на их плечах, но и в компетенции ГУК. Пусть создает какую-то надзорную службу!
А мы всегда готовы просвещать пензяков, разъяснять им их права и обязанности. Было бы здорово, если бы основы коммунальных премудростей преподавали в школах и вузах. Грамотных людей было бы больше!»
♦ ОБЩЕДОМОВЫЕ СЧЕТЧИКИ — ЗЛО ИЛИ БЛАГО? ОНИ ВПРАВДУ ЭКОНОМЯТ ИЛИ ТОЛЬКО РАЗОРЯЮТ?
Алексей Шкадов: «У нас в доме многие квартиры без счетчиков сдаются внаем, в частности, гостям из южных республик. К ним целыми семьями приходят помыться и постираться друзья: льют воду, как в бане, а затраты раскидываются на всех жителей. Так что для нас общедомовой счетчик стал раздражающим фактором!»
Лидия Сидорова: «Общедомовые приборы станут благом, когда в каждой квартире будут установлены счетчики. Тогда сумма показаний всех внутриквартирных счетчиков будет совпадать с показанием общедомового прибора. Если они расходятся, то причин две: или имеются потери, или воруют. В первом случае должна отвечать управляющая компания, во втором — нужно искать виновных. Пока многие дома не готовы к установке общедомовых счетчиков из-за изношенности коммуникаций: так никакой экономии не будет, одни убытки».
Ирина Ширшина: «Приборы учета - это неизбежность. Они должны устанавливаться и в домах, и в квартирах. Но нужно понимать, что в подвалах должна быть теплоизоляция, там не должно быть утечек. А если дом не попадает в программу капремонта, то все расходы по ремонту и замене коммуникаций также несут собственники».
Вячеслав Стоянов: «Счетчики дают возможность выявить проблемы внутри дома и оперативно ликвидировать аварии. Однако в случае возникновения аварийной ситуации необходим контроль совета дома, чтобы стоимость потерянного коммунального ресурса не легла на плечи жителей».
♦ МОЖНО ЛИ В ПЕНЗЕ ПРИМЕНИТЬ ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СФЕРЕ ЖКХ?
Ирина Ширшина: «Было бы здорово, но сразу возникает вопрос: за чей счет? Пока в России не будет решен вопрос о том, кто будет оплачивать ремонт за неимущих граждан, ничего не изменится».
Вячеслав Стоянов: «Мне нравится идея эстонцев: там муниципалитеты за свой счет установили общедомовые приборы с выводом на монитор - старший по дому видит расход по каждой квартире. Это так называемый «умный дом». Но только представьте, мы придем к жителям и скажем: «Давайте мы за два миллиона сделаем вам умный дом!» Они ответят: «Ребята, вы что, обалдели? У нас подвал и крыша текут, подъезд 20 лет не ремонтировался!..»
Другой пример. Если в Германии собственники проголосовали за ремонт крыши, а среди жителей есть малоимущая семья, ей дают субсидию. Это адресная поддержка. Если бы такой опыт был у нас, то мы могли бы содержать дома так, что ни одной жалобы не было бы!»
Лидия Сидорова: «У нас все благие начинания испортила приватизация, когда людям предложили бесплатно стать собственниками жилья. Но тогда никто не задумывался о том, чем обернется этот сыр в мышеловке. В домах не был проведен ремонт, и сейчас люди несут на своих плечах бремя затрат на их содержание. Мое мнение: все старые дома, построенные до 1970-х годов, государство должно содержать за свой счет!»
Ольга Терехина, Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 3, 17 января 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024