На прошлой неделе на Новозападном кладбище хоронили пилота Михаила Черникова, который разбился на самолете под Каменкой. Напомним, трагедия произошла 19 августа после 18:00 на базе отдыха недалеко от поселка Залесный.
Двухместный легкомоторный учебно-тренировочный самолет «Синтал С-2УТ», в котором находились пилот и пассажирка, рухнул на землю во время полета. Летчик погиб на месте, а пассажирка Наталья Легостаева до сих пор находится в тяжелом состоянии в больнице.
У погибшего Михаила Черникова остались жена и двое детей. 22-летний Алексей - студент, в этом году заканчивает вуз. 10-летний Олег - инвалид детства, страдающий ДЦП.
БОЛЬШИЕ ТРАГЕДИИ ОДНОЙ СЕМЬИ
«Пусть говорят, профессия опасна...» - цитата из песни сейчас установлена в статусе сына Михаила Черникова на страничке в одной из социальных сетей. Молодой человек до сих пор не верит, что его отца больше нет в живых.
«Черниковы очень хорошая семья, - говорит соседка по дому Анна Николаевна, - но с очень тяжелой судьбой. У них было трое сыновей: Евгений, Алексей и Олег. Двое старших детей росли умницами: и по дому помогали, и в школе хорошо учились.
А вот маленький Олежка родился слабеньким, с ДЦП, врачи даже советовали родителям оставить малютку в роддоме, но... Они и думать об этом не хотели! В 1999 году в семью пришла новая беда - после продолжительной болезни умер старший сын Женя. Мальчику было всего 13 лет...»
О том, что Черников был заботливым отцом, говорят все. Он день и ночь работал, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Его жена Ольга - домохозяйка, все свое время она посвящала сыну-инвалиду. Сейчас и родственники, и близкие представить боятся, как семья будет жить без кормильца.
«Михаил был человеком ответственным, - рассуждает Анна Николаевна. - Зря следователи даже рассматривали версию, что в его крови мог быть алкоголь. Мы - все соседи - сразу знали, что такого не могло быть!»
АС СВОЕГО ДЕЛА
«Михаил был профессионалом, асом своего дела, - говорит заместитель начальника по летной подготовке Пензенского авиационного спортивного клуба ДОСААФ Сергей Назаров. - Окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Кто-то уже пустил слух, будто Черников не летал с 1998 года.
На самом деле это не так. Насколько мне известно, только в прошлом году он на этом самолете работал на химической обработке пензенских полей».
По мнению Назарова, трагедия могла произойти по разным причинам. Даже из-за элементарного сдвига ветра! Кстати, для управления «Синталом» пилоты обязаны получать разрешение в отделе лицензий Министерства транспорта РФ, необходимо сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию и, конечно же, должны быть тренировки.
«У Михаила все это было, - говорит Сергей Назаров, - и что случилось в небе, остается только догадываться».
АТТРАКЦИОН НАД ОЗЕРОМ
Желающих полетать на самолете среди отдыхающих турбазы всегда было немало. Это и жители области, и гости из других регионов. Полет стоил порядка тысячи рублей.
«Он состоял из трех кругов над озером, - рассказывает пензяк Антон Ларин, который не раз отдыхал на той турбазе. - Я тоже пользовался этим «аттракционом». Помню, едва мы взлетели и сделали один вираж, как тотчас начались неполадки с двигателем - вибрация пошла по всему фюзеляжу. Но тогда пилот сумел справиться с забарахлившей машиной. Слава богу, все прошло удачно!»
По некоторым данным, рядом с турбазой базировалось несколько самолетов. На них было установлено оборудование для опрыскивания посевов. Один самолет был учебным, сзади со специальным оборудованием и рычагом управления.
БЕЗ ПРАВА НА ВЗЛЕТ
По информации, предоставленной СМИ директором Пензенского аэропорта Юрием Осколковым, погибший Михаил Черников до 1998 года работал пилотом на «Ан-24» в его организации, а затем спасателем на аэродроме. В мае прошлого года он устроился в частный парк самолетов другого бывшего летчика пензенского авиаотряда.
По словам Осколкова, полеты в районе турбазы проводились незаконно: сейчас действует уведомительная система на полеты, но ни одной заявки на использование воздушного транспорта для полетов от частного предпринимателя не поступало, самолет не был зарегистрирован.
«Самолет базировался на Белой Горе, а привозили его сюда, скорее всего, в разобранном состоянии на машине, - высказывает предположение и. о. транспортного прокурора Пензенской области Сергей Гусев. - Место для полетов здесь идеальное: ни проводов, ни линий электропередачи.
У летчиков был договор на приобретение машины, свидетельство пилотов и медицинские справки. Но занимались они частным извозом незаконно. Именно поэтому в Пензу и не приехала комиссия из Международного авиационного комитета».
По словам Гусева, воздушное судно уже осмотрено, взяты пробы масла и бензина. Но окончательный вердикт будет вынесен только после всестороннего обследования «Синтала» специалистами. Машина достаточно новая, налет у нее всего 500 часов при ресурсе в 4 000.
«Основных причин трагедии - три, - говорит Сергей Гусев: - техническое состояние самолета, дефекты горючего и человеческий фактор».
Сейчас уже известно, что сотрудники Приволжского СУ на транспорте СК РФ приняли решение о возбуждении уголовного дела по факту крушения самолета. Дело заведено по ч. 2 ст. 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть человека.
По результатам судебно-медицинского исследования трупа погибшего пилота было установлено, что алкоголь и наркотики он перед полетом не употреблял.
«В настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств дела, - говорит старший помощник руководителя Приволжского СУ на транспорте СК России Дмитрий Захаров. - Проведены осмотр места происшествия и самолета, опрошены свидетели, готовится ряд технических экспертиз».
Кстати, 45-летняя пострадавшая пассажирка Наталья Легостаева до сих пор в тяжелом состоянии находится в Каменской ЦРБ. У женщины диагностирован закрытый перелом ребер слева, закрытый перелом правого бедра, рваная рана левой голени и левого бедра.
Алена Фролова, Виктор Володин
«Молодой ленинец», № 35, 28 августа 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024