«Слышала, что на федеральном уровне были внесены судьбоносные изменения в систему платных медицинских услуг. Чем нам это грозит?» (Светлана Степанова, г. Пенза).
Да, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». В силу они вступят с 1 января 2013 года.
И нам придется платить не только за «не предусмотренные стандартами медпомощи» медицинские изделия и дополнительный комфорт, как обещали ранее чиновники, но и за самостоятельное обращение к врачам-специалистам.
ТОВАРНО-БОЛЬНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Теперь медпомощь официально объявлена услугой, а пациент - потребителем. И платным становится все, что не входит в программы обязательного медицинского страхования: скажем, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении или анонимное оказание медуслуг.
Заплатить придется и за лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых. Правда, если такие препараты потребуются по жизненным показаниям или у больного имеется непереносимость других препаратов, их все-таки должны выдать бесплатно...
А еще теперь придется платить, если вы решите сами (без направления) обратиться к врачу. Скажем, покалывает у вас в груди. Хочется убедиться, что с сердцем все в порядке. Пойдете к своему участковому врачу за направлением к кардиологу - платить не будете. Обратитесь к «сердечнику» сразу - надо раскошелиться. А вдруг у вас просто невралгия?
Но умереть неплатежеспособным людям вроде как не дадут. «Если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы», - говорится в правилах. Правда, потом медикам придется еще доказать, что они спасали человеку жизнь...
«МНЕ СТРАШНО ЗА ПАЦИЕНТОВ...»
«Я очень хорошо понимаю опасения, которые вызывает это постановление, - говорит пензенский социолог Анна Очкина. - Теперь в процесс лечения будут вторгаться финансовые соображения, врачам нужно будет думать не только о том, как лечить человека, но и о том, как оправдать свои действия перед страховой компанией.
А, например, в США интересы страховщиков нередко успешно конкурируют с интересами пациента. Америка - страна с мощнейшей наукой, в том числе и прикладной, там нет недостатка в медицинских технологиях. Однако около 50 тысяч американцев ежегодно умирают потому, что не смогли получить доступа к нужному лечению: у них не было денег...
На мой взгляд, такой способ организации здравоохранения превращает почти каждый медицинский случай еще и в финансовую дилемму. Формулировка «не предусмотренные договором дополнительные медицинские услуги» что дышло: как повернул, так и вышло.
И мне страшно за человека, который не может просто пойти к кардиологу, у которого, может быть, прием в более удобные часы, а должен сидеть в очереди к участковому врачу, чтобы исключить невралгию!
Если уж нас к этому принуждают, то должны быть доступные и хорошо оснащенные кабинеты доврачебной диагностики, хорошая скорая помощь. Но теперь все усилия брошены на урегулирование именно процессов платности. И это очень тревожно!»
«Молодой ленинец», № 42, 16 октября 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024