Рассказывать о селе Рамзай становится доброй традицией. Валентина Филатова не перестает удивлять нас увлекательными историями о своей малой родине. Готовясь к встречам с Валентиной Николаевной, я стараюсь сама как можно больше прочитать о Рамзае.
Но, к сожалению, мало пишут в Интернете о селе, приходится перелопачивать груду литературы в поисках интересных фактов. И однажды я наткнулась на небольшую заметку о том, что на территории Рамзая было найдено несколько курганов. Именно об этом я решила поговорить с краеведом, узнать, что же все-таки в них было найдено, какие тайны они хранят и какое культурное значение курганы имеют для Пензенской области.
- На мой взгляд, каждому человеку интересно, как жили люди в далеком прошлом, чем они занимались, - говорит Валентина Филатова. - Благодаря археологическим раскопкам ученые могут с максимальной точностью сказать, что происходило, например, в XI веке на той земле, где мы живем сейчас. В середине 1960-х наш местный тракторист Анатолий Зуев во время пахотных работ случайно обнаружил захоронения. Тут же вызвали специалистов из краеведческого музея, и начались раскопки.
Работы проводились под руководством самого Михаила Романовича Полесских - археолога, заслуженного работника культуры, который внес огромный вклад в развитие Пензенского краеведческого музея, культуры Сурского края в целом.
Всего на территории Рамзая раскопали 5 курганов, которые датируются XII-XIII вв. Курганы достаточно большие - диаметром до 18 метров, высота насыпей до 1 метра. В каждом из них было обнаружено по одному захоронению. Сами могильные ямы располагались по центру кургана, их длина доходила до двух метров.
Захоронения были произведены по разным обрядам. В одном из курганов погребение было совершено по обряду трупосожжения, поэтому ученые не могут дать ответ, кто там покоился - мужчина или женщина. Приблизительно на глубине одного метра были зафиксированы слои золы и мелких угольков. Из вещей в этом кургане обнаружили только железный стержень. По всей вероятности, яма была прикрыта дубовой крышкой, о чем свидетельствуют мелкие кусочки дуба, найденные на разной глубине ямы.
В оставшихся четырех курганах захоронения произведены по обряду трупоположения. Найдено было два мужских захоронения и два женских. Умершие лежали на спине, головой к северо-востоку, к восходу летнего солнца.
В двух женских захоронениях были обнаружены украшения и личные предметы. В обоих курганах нашли серьги в виде знака вопроса, правда, в одной могиле серьга была медная, а в другой - золотая. Серьги оказались без пары, скорее всего, это свидетельствует о родстве женщин, возможно, это были мать и дочь. Также обнаружили небольшое круглое зеркало, два браслета из бронзы, бусы и бронзовый перстень с глазком для вставки камня, правда, самого камня в кургане не оказалось. Помимо этого археологи нашли ножницы для стрижки овец.
В одном из мужских захоронений, по предположению Михаила Полесских, было совершено парное погребение - взрослого мужчины и ребенка. В парных погребениях умершие, как правило, ориентированы в противоположных направлениях: мужчины - головой на восток, женщины - на запад. Именно поэтому ученые предположили, что с мужчиной была захоронена девочка, возможно, его дочь.
В мужских захоронениях были найдены предметы земледелия, ножи, наконечники для топора. Все то, что помогало мужчинам в охоте. Сегодня все это дает нам понять, что люди верили в загробную жизнь, именно поэтому вместе с ними оставались их личные вещи.
Археологи сделали вывод, что погребальный обряд и инвентарь свидетельствуют о том, что рамзайские курганы сооружались в золотоордынское время и принадлежали кыпчакам - древнему полукочевому народу.
По словам Валентины Николаевны, эти раскопки представляют огромную ценность не только для Рамзая, но и для пензенского края в целом. Поэтому неудивительно, что большая часть курганного инвентаря находится в Пензенском краеведческом музее.
- Я полностью согласна с решением руководства музея, ведь в Пензе наши экспонаты увидит больше людей, чем у нас в селе, - считает краевед. - Да и в школьном музее осталось немало интересных экспонатов, которые постоянно пополняются, поскольку мы часто находим что-то необычное в нашем селе. Например, недавняя находка - замок 1818 года, - показывает Валентина Филатова раритет. - Его обнаружил один из моих учеников.
Все то, что когда-либо было найдено, мы храним в нашем школьном музее. Лишь одно меня расстраивает: кабинет, выделенный под музей, стал для нас настолько тесным, что просто некуда выставлять экспонаты - приходится хранить их в коробках, а по мере необходимости приносить в класс на уроки истории.
После школьного музея я решила посетить краеведческий, чтобы увидеть особо ценные экспонаты из курганов. Однако первое, что мне бросилось в глаза при входе в зал палеонтологии, - это скелет мамонта. Экспонат впечатляет своими размерами. Любопытно, что в основном все кости и бивни мамонта были найдены на территории Мокшанского района, в частности в самом Рамзае.
Как оказалось, находки из рамзаиских курганов не выставлены в залах по причине того, что по истечении времени эти экспонаты попросту рассыпались, но сотрудники музея пошли мне навстречу и любезно предоставили фотографии и отчеты по рамзайским курганам.
В архиве музея сохранились снимки самих раскопок, достаточно ценные кадры, на которых видны могильная яма, кости и череп человека, а также предметы быта, которыми он пользовался при жизни.
Итоги рамзайских раскопок Михаил Полесских описал в своих отчетах, которые позже вошли в книгу «Древние поселения Посурья и Примокшанья».
Редакция «МЛ» выражает благодарность за активное участие в подготовке данного материала сотрудникам Пензенского краеведческого музея и Валентине Филатовой.
Юлия Будникова
«Молодой ленинец», № 38, 17 сентября 2013 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024