Каждый раз, когда я приезжаю в Рамзай на встречу к краеведу Валентине Филатовой, я обязательно открываю что-то новое для себя. О чем и рассказываю вам, дорогие читатели. Видимся мы с Валентиной Николаевной в стенах ее родной школы, рядом с которой построена небольшая деревянная церквушка с ярко-голубыми куполами. И сегодня наш разговор будет связан с религией, храмами и святыми местами Рамзая.
Нас позвали на вечернюю службу, и вот мы на пороге храма. Убранство Богоявленского молитвенного дома, как и во многих селах, не отличается роскошью. Все очень скромно и просто, зато уютно для верующих. Но для создания этого уюта, как выяснилось, потребовалось немало усилий.
Молитвенный дом был построен силами прихожан в 2004 году. А до этого почти шесть лет церковные службы проходили в неотапливаемом вагончике. Когда наконец-то пришло время переезжать в новый молитвенный дом, церковную утварь и иконы перевезли из вагончика, а остальное снова собирали, как говорится, всем миром.
- Именно благодаря помощи прихожан у нас есть своя церковь, - говорит Валентина Николаевна. - А для нас это очень важно, особенно для пожилых людей, у которых нет возможности, да и сил, чтобы ехать на службу, например, в Пензу.
К сожалению, храм не такой большой, как нам того хотелось бы, по праздникам, когда собирается много народу, служба ведется на улице рядом с церковью.
Отец Даниил проводит службы по выходным и церковным праздникам. Помогает ему староста прихода Антонина Макарова, которая принимает участие в жизни храма со дня его основания. Она-то и провела для нас небольшую экскурсию по молитвенному дому.
- У нас в церкви можно увидеть старые иконы, привезенные из других храмов - из Пензы, Мокшана, даже из Московской области, - рассказывает Антонина Семеновна. - Есть даже икона, созданнная выжиганием по дереву. Благодаря такой технике от образа Пресвятой Богородицы веет стариной, хотя икона современная.
Одна из икон, на которую я сразу обратила внимание, - образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Этому образу уже более века, впервые икона была написана в Оптиной пустыне в 1889 году. Позже с оригинала делались многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России.
Одна из таких ранних живописных икон хранится в Третьяковской галерее; еще одна - в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Многочисленные копии есть и в церквях. Но едва ли можно увидеть этот образ в городских храмах.
На иконе изображена Богородица, которая благословляет землю и российское поле. В деревнях к этой иконе особое отношение - именно у нее верующие когда-то просили об избавлении от засухи и голода, «от всякого злого обстояния и всякого нестроения». И сейчас в молитвенном доме прихожане продолжают просить «Спорительницу хлебов» об урожае и домашнем благополучии.
А теперь самое время вспомнить, какие храмы были в Рамзае раньше, кто принимал участие в их строительстве и по какой причине они не сохранились до наших дней. Именно с этим вопросом я и обратилась к Валентине Филатовой.
- Всего до революции в Рамзае было три крупных храма, не считая церквушки, которую построили на территории Рамзаевского острога в XVII веке. Но во время Большого кубанского погрома церковь была сожжена вместе с крепостью, осталось одно лишь пепелище. Не случайно историк-краевед Михаил Полубояров назвал Рамзай «пензенским Козельском».
- Сегодня то место, где была выделена земля рамзайским священникам, называется Попова гора, - начала свой рассказ Валентина Николаевна. - Через некоторое время жизнь в селе наладилась, прекратились бесконечные набеги и войны. И по просьбе пензенского городничего было принято решение перевести из Пензы в Рамзай соборную Сергиевскую церковь, которая находилась в Троицком женском монастыре. В Рамзае ее назвали церковь Богоявления, располагалась она рядом с базарной площадью, от которой шла дорога на Пензу и Мокшан.
При реставрации храма использовали кирпич, который изготавливали на заводе в самом селе. Кирпич этот был в то время настолько прочным и качественным, что в Рамзае до сих пор можно встретить построенные из него дома.
Церковь была огорожена железной оградой, державшейся на каменных колоннах. Рядом с церковью стояла небольшая колокольня. Но в 20-е годы XX века в храме прекратили проводить службы, и в нем открыли кузницу. А со временем здание обветшало и окончательно разрушилось.
В начале XIX века рядом с кладбищем построили приписной деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Но вскоре было принято решение возвести новый каменный храм. Поэтому старую церковь разобрали, а из ее бревен и досок построили административное здание, которое сохранилось до сих пор. Оставшуюся часть бревен вывезли в село Нечаевка, из них построили народный дом.
И уже в середине XIX века вместо разобранного храма возвели новую каменную Троицкую Живоначальную церковь. Большое участие в строительстве этого храма принимала сестра писателя Михаила Загоскина Варвара Николаевна. Она занималась благотворительностью, впрочем, как и вся семья Загоскиных, и ежегодно жертвовала в казну по 254 рубля - в то время довольно большие деньги.
Во втором браке Варвара Николаевна была женой пензенского губернатора Александра Панчулидзева. После отставки с губернаторского поста Александр Алексеевич переехал в Рамзай, в имение своей жены. Супружеская чета принимала непосредственное участие в жизни села и его жителей.
Именно рядом с их усадьбой и была построена придомовая церковь. К ней вела аллея душистой сирени.
Современники описывали эту церковь так: «Около леса на горке стояла красивая небольшая церковка с цветными стеклами в окнах, на которых были какие-то божественные картинки, с золочеными главками и резными окнами. Церковь напоминала картинку из Священной истории - Успенский собор в миниатюре. Внутри церковь была особенно красива - иконостас с художественной росписью и позолотой резьбы».
Каждое воскресенье местный житель Федор Сидоров ходил бить в колокол, перезвон которого был слышан на многие километры. Церковь украшало множество икон, которые после закрытия храма верующим разрешили забрать домой.
Большинство икон отдали прихожанке Аксинье Гарасиной, и именно к ней домой люди приходили помолиться, пока в селе не было храма. Где эти иконы сейчас, сказать не может никто. По предположениям местных жителей, две иконы находятся в одном из храмов в Мокшане. Церковь, к сожалению, разобрали перед войной, но до сих пор на этом месте находят старинные кирпичи, которые напоминают о том, что когда-то здесь был храм.
- В нашем школьном музее сохранились фотографии всех трех храмов, и на своих уроках я обязательно рассказываю ребятам об этих страницах нашей истории, - гордится малой родиной Валентина Филатова.
Юлия Будникова
«Молодой ленинец», № 42, 15 октября 2013 г.
На правах рекламы
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024