«Люди добрые, помогите! Я гражданка Украины, многодетная мать, мне пришлось бежать из своей страны, оставив все свои вещи. Сейчас нам негде жить, и у нас совсем нет денег, подайте, сколько можете», - после этих слов женщина с грустным лицом отправилась собирать деньги с пассажиров автобуса.
Равнодушных не нашлось, граждане дружно делились деньгами. Однако минуту спустя я поймала себя на мысли: абсолютно все украинцы, которых я встречала в своей жизни, обладали особым хохляцким говором, а дама «пела» точно так же, как это делают все пензяки. Да и по виду не скажешь, что голодала она неделями...
Обычно смена городских попрошаек начинается с 11:00 и длится до 18:00. У каждого «героя» есть своя душещипательная история, которую вам охотно поведают. Вот, к примеру, на улице Московской сидит мужчина в военном кителе и голубом берете. Безногому инвалиду на вид лет 40.
«Я служил по контракту в Ярославле в ВДВ, - говорит Сергей. - Однажды во время прыжка с парашютом оборвалась стропа... Очнулся я в каких-то подвалах на трубах, дополз до дороги, а там меня подобрали добрые люди и привезли в пензенский госпиталь.
Когда доставили, я был полумертвый, мне удалили 35 миллиграммов сердца, в голову вставили пластину, ну а ноги пришлось ампутировать».
Сергей говорит, что родственники у него есть, только вот связаться с ними он пока не может. А деньги как раз собирает на дорогу домой.
«Здесь я живу на квартире у одной бабушки, она старая - я за ней ухаживаю, - делится мужчина. - Собранные деньги уходят нам на еду, остальное откладываю на билет».
Интересная деталь: по словам Сергея, в день его выручка доходит до 3 000 рублей, а в праздничные дни бывает и больше...
Еще один гражданин, одетый как ветеран-«афганец», разъезжает на инвалидной коляске по улице Луначарского.
«Я родом из Ульяновска, приехал в Пензу к друзьям-однополчанам, - вздыхает мой собеседник. - Ног лишился на службе, а родных у меня никого не осталось - вот сослуживцы за мной ухаживают. Я инвалид второй группы, но моей пенсии хватает только на еду. Деньги собираю на доброе дело, а на какое - говорить не буду».
Спустя несколько минут в подземном переходе Пензы-I корреспонденту «МЛ» встретился попрошайка с опухшей ногой. Но поговорить с ним не удалось. Бедолага был настолько пьян, что абсолютно не вязал лыка.
В советские времена за попрошайничество предусматривалась уголовная ответственность, считалось, что таким образом тунеядцы отлынивают от общественно полезного труда. А как с этим обстоят дела сегодня? Этот вопрос мы адресовали зам. начальника полиции УМВД по г. Пензе Андрею Гаврюшину. И вот какой ответ получили: «В России нет ни одного региона, где бы не было попрошаек. И Пензенская область не исключение.
Попрошайничеством промышляют в основном лица цыганской и таджикской национальности, часто привлекая к такому занятию малолетних детей, а также инвалидов.
Полицейские задерживают попрошаек, доставляют в дежурную часть, устанавливают их личность, отрабатывают на причастность к различным преступлениям, фотографируют, дактилоскопируют, заносят эти сведения в базу данных.
Если попрошайки пристают к водителям на дорогах, то такие действия квалифицируются по статье КОАП 12.29 (нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения). Для таких лиц предусмотрен штраф от 300 до 500 рублей.
А к гражданкам, которые вовлекают в попрошайничество несовершеннолетних, мы применяем статью 5.35 КОАП (неисполнение родителем или иным законным представителем несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей).
Это от 100 до 500 рублей. Если ребенок, не достигший 16-летнего возраста, просит подаяние на улице один, то его доставляют в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Кстати, статья 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) предусматривает наказание в виде штрафа до ста тысяч рублей!
А в случае если вас обманул попрошайка, к примеру, представившийся «афганцем», которому не на что жить, а после вы узнали, что к военным он никакого отношения не имеет, мы можем привлечь такого гражданина по статье мелкое хищение чужого имущества путем кражи или мошенничества».
А что вы думаете о попрошайках? С этим вопросом корреспондент «МЛ» обратился к прохожим на центральных улицах Пензы.
«Почему полиция не может очистить от них улицы города? Они же разносчики заразы! Живут неизвестно где, плохо пахнут, а мимо них за день проходит огромное количество детей!» - не стала скрывать эмоций молодая девушка Алина.
«Неоднократно видел, как вечером из центра попрошаек-инвалидов забирает одна и та же «Газель». А утром привозит. Вот и делайте выводы...» - поделился своими наблюдениями студент Алексей.
«Лично мне они ничего плохого не сделали, но вид города они сильно портят. Существуют же различные социальные центры, вот туда бы их и отправляли, там бы о них позаботились», - рассуждает пенсионерка Татьяна Евгеньевна.
«Я за одной женщиной наблюдал: она весь день стояла возле торгового центра, говорила, что ее семья погорельцы и им нечего есть. Не поверите, буквально через два дня встретил ее же на перекрестке в двух шагах от мэрии: она стояла с костылями, мол, инвалид», - рассказывает мужчина, представившийся Валерием.
«Я всегда подаю, ведь не угадаешь, может, у людей и правда горе?» - качает головой похожая на школьную учительницу Раиса Александровна.
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 25, 17 июня 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024