На море, на океане, да на острове Буяне лежит камень Алатырь, на том камне сидят три старца с железными прутьями; идут к ним навстречу тринадцать сестер-лихорадок. «Вы куда идете, грешные, окаянные, проклятые?» — «Идем в мир, у людей кости ломать да силу вынимать!» — «Воротитесь, грешные, проклятые, окаянные!» — «Мы тогда воротимся, когда эти слова будут все знать да по три раза читать».
Нет, читатель, это не словесная белиберда, а заговор наших пращуров против болезней, а зримым воплощением магического воздействия на окружающий мир служили в те далекие времена куклы. И было их (на разные случаи жизни) огромное множество.
«Каждая кукла имела свое название, — говорит руководитель студии народной куклы Светлана Молчанова. — Названия были простыми и наивными, что характерно для древних славян.
К примеру, Зерновушка олицетворяла собой хороший урожай, а кукла Баба воплощала женское божество. Она, кстати, была одной из самых первых славянских кукол и первоначально изготавливалась из золы.
Куколка передавалась по женской линии — старшие в роду барышни дарили ее выходившей замуж девушке. Она была своеобразным оберегом — при переезде ее брали с собой, чтобы на новом месте стало так же уютно, как и на прежнем».
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА В КАЖДОМ ДОМЕ
Это сегодня кукла служит для детских игр, а на протяжении многих веков она была в первую очередь основой определенного обряда. Недаром русская пословица гласит: «С куклами возиться — бытию учиться». А еще такие игрушки служили оберегами, выполняя определенные функции. У тех же сестер-лихорадок своя история. Согласно мифам они крылатые дочери царя Ирода и царицы Жупелы.
«Руководит ими старшая — Кумоха — демоница весенней простуды. Даже присказка есть на данное время года: «Не спи, Кумоху наспишь!» А остальные 12 назвали согласно болезням, которые они приносят, — продолжает тему Светлана Владимировна. — Невея — самая беспощадная, если уж вселится в человека, то ни за что не отпустит; Желтея поражает внутренние органы (желудок, печень); Пухея — отеки и опухоли; Корчея сводит руки и ноги; Трясея вызывает судороги; Огнея — внутренний жар; Ледея (Знобея) не дает человеку согреться, Глухея причиняет головные боли и приводит к глухоте.
От Дряхлей человек стареет без видимой причины, лишается аппетита, резко теряет вес, интерес к жизни. Грудица мучает сердце и легкие. Ломея ломает кости, спину. Глядея сводит с ума, вызывает бессонницу».
Всю эту чертову дюжину наши предки хранили за печкой, где вешали на одну нитку. Кумоха с сестрицами выполняли важную функцию — защищали семью от всех болезней, принимая удар на себя, притягивая хвори к себе, не позволяя недугам дотянуться до жителей дома.
Висели они до наступления Масленицы или Благовещения, а после сжигались вместе с соломой из старых матрасов. После того как кукол предавали аутодафе, мастерицы создавали новую партию защитниц от болезней.
«Когда же кто-то в семье заболевал, из-за печки доставали куклу, отвечающую за данную хворь, и, чтобы болезный выздоровел, сжигали до наступления положенного по обычаю срока, — говорит Светлана Молчанова. — Но прежде чем предать виновницу беды огню, ее клали в постель больного, чтобы кукла впитала в себя недуг.
И еще такие игрушки, олицетворявшие собой Иродовых дочерей, защищали семейство от любой наносной беды.
Если же помощь не приходила, то куклам могли и пригрозить: «Не возьмете болезнь — всех закопаем!»
Изготавливая лихоманок, обязательно читали заговор, называя каждую куклу по имени. Мастерство состояло в том, чтобы вязать лихорадки в ритме наговора, а последний завязанный узел должен был совпасть с последним словом.
До сих пор существуют и другие правила делания тряпичных (других в прежние времена не существовало) кукол. Они должны быть выполнены без ножниц булавок и остальных колюще-режущих инструментов. Это чтобы и вам не досталось впоследствии никакой боли, чтобы жизнь стала не колота, не резана.
Все куклы не имели лица, поскольку глаза могли впитать в себя, а затем передать плохую энергетику, через них в игрушку мог вселиться злой дух.
Главной помощницей хозяйке служила кукла Десятиручица. Смекну ли? Она как бы говорила своей владелице — успевай все, делай зараз несколько дел. Эту же куклу частенько дарили невестам на свадьбу.
На венчание молодым дарили и другую, уже парную композицию: на палке-рогатине сидели на одной стороне мужик, на другой — баба.
«Именно баба, а не женщина, — уточняет Светлана Владимировна. — Это сейчас в слово «баба» вкладывается некий негативный подтекст, а еще 100 лет назад никому бы и в голову не пришло назвать русскую бабу женщиной».
Рогатину с куклами прятали от постороннего глаза в сундуке. Когда же рождался ребенок, то на «ветку» ставили еще «кувадку» — ребеночка. И не дай вам Бог было потерять мужика с бабой. Скверная, дурная примета!
В любом русском доме при входе висела и Берегиня — яркая, нарядная кукла, чтобы с порога привлекала внимание, чтобы все нехорошее, с чем вольно либо невольно пришли гости, она брала на себя. Иногда ее еще называют Сволочок — дескать, всю плохую энергию сволакивает.
Кукла эта в отличие от вышеназванных достаточно большая — локтевая. Висеть должна долго, пока сами хозяева не решат, что ее пора заменить на новую, напиталась, значит, негативом достаточно. Но ежели вдруг Берегиня упала, медлить не стоит: она сама вам подсказывает, что возложенная на нее миссия выполнена.
«Поскольку Пенза — город сплошной автомобилизации, хочу, чтобы все водители знали: у них есть свой оберег — Подорожница с притороченным к юбке мешочком, — улыбается консультант «МЛ». — В нем хранится либо лен, либо монетка, либо несколько зерен.
Отправляясь в путь, возьмите куклу в руку и немного подержите. Удача в дороге вам гарантирована. Хранить Подорожницу нужно в салоне авто, главное, чтобы ее, кроме вас, никто не брал в руки!»
Особая кукла — Пеленаюшка, скромная по размерам, но весьма важная в нашей жизни. Раньше их всегда давали роженицам, а затем вешали на колыбельку или клали в постель младенцу.
Едва ребеночек начинал выходить во двор, как у него появлялась первая кукла-игрушка Нянюшка, в грудь которой вставляли горошинки для развития моторики.
Когда же малыш подрастал настолько, что его можно было брать с собой в поле, несмышленышу давали Стригушку — куклу, сделанную из стриженной травы. Вот с нею он и играл, пока мамка работала.
«Вообще-то из травниц самая известная — это Кубышка, — показывает куколку мастерица. — Для ее изготовления подойдет самая разная трава - чабрец, полынь, душица, бессмертник, мята. Стояли Кубышки всегда рядом с кроватью, достаточно помять игрушку — и травой запахнет».
Стоит вспомнить и о Спиридоне, куклаке (так называли мужские образы), поворачивающем жизнь в новое русло. Их женщины дарят мужчинам, когда хотят, чтобы те изменились, разумеется, в лучшую сторону. Есть кукла добрых вестей Колокольчик в трех пышных разноцветных юбках. Есть и множество других.
Тема славянских кукол настолько широка, что рассказать обо всех оберегах на одной газетной странице просто невозможно. Но о главном упомянуть стоит: кукол на Руси всегда делали только взрослые, ладные, справные бабы — лишь в этом случае оберег имел силу.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 46, 25 ноября 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024