Село Ражки можно сделать местом паломничества иностранцев

Новая археологическая сенсация может прославить Пензу не меньше, чем Золотаревское городище. Если, конечно, на разработку проекта будут найдены деньги. По крайней мере, идею создания нового историко-культурного комплекса уже поддерживает губернатор - уникальные находки обнаружены на его малой родине, в Нижнеломовском районе.

ОТКУДА ТУТ РИМСКАЯ ШПОРА?

Речь идет о долине древней мордвы в районе села Ражки. Именно здесь в II-III веках нашей эры зародился новый народ, который существует до сих пор, - мордва. Тогда поселения были мелкими - по три-четыре семьи. Но у всех этих дворов было священное место - деревня мертвых.

Сюда приносили жертвенные дары и молились о помощи живым. Именно такой могильник и раскопали археологи. И все указывает на то, что тут будет обнаружена еще масса удивительных артефактов.

Конечно, на территории Сурского края есть и другие мордовские могильники. Самая большая их концентрация - в Усть-Узе, Шемышейке, между селами Кижеватово и Трофимовка. Но нигде нет столь уникальных захоронений, как в Ражках: они наглядно показывают процесс сложения мордовского эпоса!

Более того, даже в Мордовии все археологические памятники гораздо старше. Кстати, работами уже заинтересовались коллеги пензенских ученых из Мордовского пединститута (вместе копали тут три года назад), а также археолог Илья Ахмедов из Эрмитажа.

Кроме того, эксклюзивность именно этого места в том, что оно являлось своего рода Вавилоном: множество народов перемешалось здесь и дало миру новый этнос. На то, что мордва выделилась из гремучей смеси племен, указывают поразительные чужеземные находки в пензенском могильнике. Например, бронзовая римская (!) шпора - ее переделали в браслет, украшения с выемчатой эмалью (такую технику использовали славяне и балты) или черно-лощеная посуда, характерная для верхнего Поочья.

БАГАЖ В ИНОЙ МИР

Благодаря находкам археологов можно многое рассказать об обитателях окрестных территорий. Как выясняется, в ту пору люди жили (только вдумайтесь!) в среднем 40 лет. Многие женщины и того меньше - они ведь постоянно рожали, сильно изнашивая организм.

Почивших родственников древняя мордва просто засыпала землей. В яму опускали личные вещи, украшения (для женщин), оружие (для мужчин) и посуду, иногда с пищей. Считалось, что все это понадобится усопшему в другом мире. Поэтому такие предметы и составляют львиную долю находок.

«По ним можно определить не только социальный статус, но и возраст человека, - рассказывает археолог, профессор ПГУ Владимир Ставицкий.

- Например, нашли в погребении в женский скелет, а рядом - видимо-невидимо украшений. Это был скелет молодой девушки (максимум 25 лет). У нее имелся вывих бедра (родовая травма) и заболевание эндокринной системы. А также нагрудная бляха, обозначавшая статус замужней женщины и матери.

Видимо, семья собрала родственницу «в дорогу» по высшему разряду, искренне сожалея о том, что она больше уже никому не сможет дать жизнь. А ведь материнство считалось высшим предназначением женщины».

КОСТИ КУЧКОЙ

Но на этом парадоксы не заканчивались. В иных захоронениях кости вообще лежали... кучкой. Или были беспорядочно разбросаны по могиле. Несведущий в истории человек может подумать, что это собаки или хищные птицы постарались. На самом же деле тут все куда интереснее.

«Возможно, это были вожди, - огорошивает Владимир Вячеславович. - Они ведь неслучайно занимали такой пост - обладали знанием первобытной магии. Их боялись. И, подобно тому, как в средние века поступали с подозреваемыми в оккультизме, на всякий случай вбивали им в грудь кол. Скелеты таких жрецов также ломали и перемешивали.

Впрочем, есть и другая гипотеза. Еще до этих поселений тут обитали представители Городецкой культуры (это условное название, так как истинного никто не знает). И у них людей хоронили наземным способом - клали на помосты. А затем уже то, что осталось, закапывали в землю. Возможно, новый мордовский этнос, который сформировался здесь после них, перенял этот обычай. И то, что мы находили в могильниках, - это следствие уже вторичного обряда погребения.

Еще кое-где были обнаружены сожженные останки, относящиеся к IV веку: скорее всего, так хоронили прибившихся к поселениям чужеземцев (байтов): уважали иностранные обычаи».

А вот детских погребений вопреки ожиданиям (смертность была очень высокая) археологи не нашли. Как считает Владимир Ставицкий, это связано с тем, что у древнего народа существовала практика инициации. Лишь достигнув определенного возраста, ребенок начинал считаться полноценным представителем своего племени. А тех, кто умирал раньше, нельзя было хоронить на родовом кладбище.

ВСЕ ФИННЫ В ГОСТИ К НАМ

В планах Владимира Ставицкого, его коллег и студентов - найти городище, поселение, где, собственно, и жили люди, которым принадлежала деревня мертвых.

«Было бы здорово реконструировать такое селище, показать, как выглядели жилища в II веке, сакральные места, где проводились обряды, - делится Владимир Вячеславович. - Здесь можно создать уникальный историко-культурный объект, который, конечно, привлечет туристов. Думаю, даже финнов и эстонцев - это ведь и их корни!»

Меж тем промедление недопустимо. На место раскопок уже наведывались черные археологи - ученые видели грубые следы, оставленные ими. К счастью, до самого интересного они чуть-чуть не докопали.

Поэтому скрестим пальцы в ожидании апрельской сессии Заксобра - депутаты должны решить, выделять ли средства на дальнейшие раскопки. Если деньги найдутся, с новой силой начнутся не только археологические и этнографические исследования, но и создание туристической инфраструктуры. А еще у ученого сообщества Пензы есть идея подать заявку на федеральное финансирование проекта. С Золотаревским городищем не получилось. Может быть, удастся теперь?..

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 11, 31 марта 2015 г.

2 апреля 2015, 13:38

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024