Новая археологическая сенсация может прославить Пензу не меньше, чем Золотаревское городище. Если, конечно, на разработку проекта будут найдены деньги. По крайней мере, идею создания нового историко-культурного комплекса уже поддерживает губернатор - уникальные находки обнаружены на его малой родине, в Нижнеломовском районе.
ОТКУДА ТУТ РИМСКАЯ ШПОРА?
Речь идет о долине древней мордвы в районе села Ражки. Именно здесь в II-III веках нашей эры зародился новый народ, который существует до сих пор, - мордва. Тогда поселения были мелкими - по три-четыре семьи. Но у всех этих дворов было священное место - деревня мертвых.
Сюда приносили жертвенные дары и молились о помощи живым. Именно такой могильник и раскопали археологи. И все указывает на то, что тут будет обнаружена еще масса удивительных артефактов.
Конечно, на территории Сурского края есть и другие мордовские могильники. Самая большая их концентрация - в Усть-Узе, Шемышейке, между селами Кижеватово и Трофимовка. Но нигде нет столь уникальных захоронений, как в Ражках: они наглядно показывают процесс сложения мордовского эпоса!
Более того, даже в Мордовии все археологические памятники гораздо старше. Кстати, работами уже заинтересовались коллеги пензенских ученых из Мордовского пединститута (вместе копали тут три года назад), а также археолог Илья Ахмедов из Эрмитажа.
Кроме того, эксклюзивность именно этого места в том, что оно являлось своего рода Вавилоном: множество народов перемешалось здесь и дало миру новый этнос. На то, что мордва выделилась из гремучей смеси племен, указывают поразительные чужеземные находки в пензенском могильнике. Например, бронзовая римская (!) шпора - ее переделали в браслет, украшения с выемчатой эмалью (такую технику использовали славяне и балты) или черно-лощеная посуда, характерная для верхнего Поочья.
БАГАЖ В ИНОЙ МИР
Благодаря находкам археологов можно многое рассказать об обитателях окрестных территорий. Как выясняется, в ту пору люди жили (только вдумайтесь!) в среднем 40 лет. Многие женщины и того меньше - они ведь постоянно рожали, сильно изнашивая организм.
Почивших родственников древняя мордва просто засыпала землей. В яму опускали личные вещи, украшения (для женщин), оружие (для мужчин) и посуду, иногда с пищей. Считалось, что все это понадобится усопшему в другом мире. Поэтому такие предметы и составляют львиную долю находок.
«По ним можно определить не только социальный статус, но и возраст человека, - рассказывает археолог, профессор ПГУ Владимир Ставицкий.
- Например, нашли в погребении в женский скелет, а рядом - видимо-невидимо украшений. Это был скелет молодой девушки (максимум 25 лет). У нее имелся вывих бедра (родовая травма) и заболевание эндокринной системы. А также нагрудная бляха, обозначавшая статус замужней женщины и матери.
Видимо, семья собрала родственницу «в дорогу» по высшему разряду, искренне сожалея о том, что она больше уже никому не сможет дать жизнь. А ведь материнство считалось высшим предназначением женщины».
КОСТИ КУЧКОЙ
Но на этом парадоксы не заканчивались. В иных захоронениях кости вообще лежали... кучкой. Или были беспорядочно разбросаны по могиле. Несведущий в истории человек может подумать, что это собаки или хищные птицы постарались. На самом же деле тут все куда интереснее.
«Возможно, это были вожди, - огорошивает Владимир Вячеславович. - Они ведь неслучайно занимали такой пост - обладали знанием первобытной магии. Их боялись. И, подобно тому, как в средние века поступали с подозреваемыми в оккультизме, на всякий случай вбивали им в грудь кол. Скелеты таких жрецов также ломали и перемешивали.
Впрочем, есть и другая гипотеза. Еще до этих поселений тут обитали представители Городецкой культуры (это условное название, так как истинного никто не знает). И у них людей хоронили наземным способом - клали на помосты. А затем уже то, что осталось, закапывали в землю. Возможно, новый мордовский этнос, который сформировался здесь после них, перенял этот обычай. И то, что мы находили в могильниках, - это следствие уже вторичного обряда погребения.
Еще кое-где были обнаружены сожженные останки, относящиеся к IV веку: скорее всего, так хоронили прибившихся к поселениям чужеземцев (байтов): уважали иностранные обычаи».
А вот детских погребений вопреки ожиданиям (смертность была очень высокая) археологи не нашли. Как считает Владимир Ставицкий, это связано с тем, что у древнего народа существовала практика инициации. Лишь достигнув определенного возраста, ребенок начинал считаться полноценным представителем своего племени. А тех, кто умирал раньше, нельзя было хоронить на родовом кладбище.
ВСЕ ФИННЫ В ГОСТИ К НАМ
В планах Владимира Ставицкого, его коллег и студентов - найти городище, поселение, где, собственно, и жили люди, которым принадлежала деревня мертвых.
«Было бы здорово реконструировать такое селище, показать, как выглядели жилища в II веке, сакральные места, где проводились обряды, - делится Владимир Вячеславович. - Здесь можно создать уникальный историко-культурный объект, который, конечно, привлечет туристов. Думаю, даже финнов и эстонцев - это ведь и их корни!»
Меж тем промедление недопустимо. На место раскопок уже наведывались черные археологи - ученые видели грубые следы, оставленные ими. К счастью, до самого интересного они чуть-чуть не докопали.
Поэтому скрестим пальцы в ожидании апрельской сессии Заксобра - депутаты должны решить, выделять ли средства на дальнейшие раскопки. Если деньги найдутся, с новой силой начнутся не только археологические и этнографические исследования, но и создание туристической инфраструктуры. А еще у ученого сообщества Пензы есть идея подать заявку на федеральное финансирование проекта. С Золотаревским городищем не получилось. Может быть, удастся теперь?..
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 11, 31 марта 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024