Дом, где живет последняя надежда

«Самая дешевая гостиница в Пензе» - так в шутку называют учреждение на ул. Рябова, 46. Переночевать здесь стоит 30 рублей (причем платить приходится лишь через месяц пребывания). За эти деньги постояльцу положена кровать, горячий душ, пижама и кипяток. Заселение в «номер» - в семь вечера. В семь утра скромный рай заканчивается - нужно освободить помещение и идти работать.

Мы - в доме ночного пребывания, заведении для тех, кто сбился с жизненного пути и остался без крыши над головой.

И это далеко не всегда бомжи, как принято думать...

СОТНИ СУДЕБ

...По коридору туда-сюда дефилирует 64-летняя Людмила на костылях. Видно, что ей хочется засветиться в прессе. Что ж, не откажем. Тем более что у дамы драматическая жизненная история.

«Я и раньше сюда попадала, да только, овца такая, не оправдала оказанного мне доверия! - уж как-то слишком театрально бьет себя кулаком в грудь женщина. - Опять запила, покатилась по наклонной... Очередной срок отмотала -12 лет за убийство.

Начал один ко мне приставать, я его толкнула - и он умер... А всего я просидела почти 27 лет. Мать погибла, есть брат, но у него своя семья, своя жизнь... Вот специально и садилась за решетку, потому что идти было некуда».

Громко и артистично, со слезами на глазах Людмила продолжает корить себя за слабость характера. И в очередной раз дает обет перестать пить.

«Постараемся оформить ее в интернат или устроить на посильную работу, - дает свой комментарий представитель администрации. - Авось продержится какое-то время».

Одновременно здесь живут около 50 человек (в холода - чуть больше). У каждого постояльца - своя история, по которой хоть книгу пиши, хоть кино снимай. Например, один мужчина приехал из Красноярска, чтобы купить породистого щенка. Но всю сумму прокутил с девушкой. Пришлось бедолаге обитать в ночлежке, пока родственники не прислали денег на билет.

Впрочем, эта история - пустяк. С другими людьми случаются настоящие несчастья. Несколько месяцев здесь жила беременная выпускница детского дома - государство не предоставило ей жилье...

Один мужчина, попавший сюда, даже сидеть не мог: две недели не ел. Каблуки на его ботинках сгорели - он сильно мерз и слишком близко держал ноги к костру...

А однажды у порога оставили инвалида, который не мог ходить. Конечно, по правилам в дом ночного пребывания не берут тех, кто не может сам за собой ухаживать. Но сердца у работников не железные...

ВЕРА НЕОБХОДИМА

«Дома ночного пребывания - наследие конца девяностых, когда массово закрылись ЛТП и резко увеличилось число бродяг, - рассказывает директор Артем Конарев. - Мы не только даем страждущим ночлег, но и стараемся вернуть к нормальной жизни освободившихся, инвалидов и пожилых, оставшихся без жилья.

Оформляем им документы (некоторые десятилетиями умудряются жить без паспортов и полисов), устраиваем в дома-интернаты или на работу - рядом несколько предприятий, которым всегда нужны рабочие руки. Кстати, 85% постояльцев вполне трудоспособны. Но, увы, мало кто ценит наши старания...»

Расходы по содержанию дома ночного пребывания несет областной бюджет. В год это 6,2 млн рублей. Денег хватает на зарплату сотрудникам (недавно штат урезали, осталось 22 человека) и коммуналку. В отделении социальной адаптации проживающим положена горячая еда, в отделении ночного пребывания - лишь сухпаек: разводная лапша, тушенка, чай, сахар, кусок хлеба. Время от времени к благому делу подключаются меценаты - то монастырь, то новая пекарня, то благотворительный фонд.

По выходным приходит отец Илья - угощает постояльцев пищей телесной и духовной, в виде проповедей.

«Вера этим людям необходима! - уверен директор. - Если хотя бы одна душа отзовется на молитву, значит, все не зря. Многие ждут отца Сергия из храма Николая Чудотворца - он еженедельно проводит вечерние службы».

Убранство молельной комнаты собирали всем миром - окрестные жители иконы приносили. Когда несколько лет назад в ДНП вспыхнул пожар, тут рухнул потолок. Но все образа уцелели и даже не обуглились...

Вопреки расхожему мнению, обитатели ДНП в одежде особо не нуждаются. Одно время сюда нанесли много вещей - одну комнату даже пришлось переоборудовать под склад. Другое дело - медикаменты и перевязочные средства. Этого всегда не хватает.

За гигиеной и здоровьем здесь следят с повышенным вниманием.

«Всех, кто стучится к нам, мы направляем в тубдиспансер на флюорографию, - говорит фельдшер Лидия Архипова. - Если налицо признаки полинейропатии - это когда от алкоголизма трясутся ноги-руки, - отправляем в поликлинику. Мы лечить не имеем права».

Увы, некоторых спасти так и не удалось. Одна старушка умерла прямо в комнате - инсульт. Другой бродяга скончался от истощения: признался, что неделю не ел - стеснялся питаться на помойках...

Ежедневно все матрасы, белье и пижамы дезинфицируют в прожарочных шкафах. Только так можно не допустить распространения педикулеза (эта напасть практически у всех вновь прибывших).

БИЕННАЛЕ ДЛЯ БРОДЯГИ

«С дисциплиной у нас проблем нет - я ведь мастер спорта по штанге, - шутит директор. - Да никто и не пытается буянить. Зачастую люди приходят совсем без сил - им лишь бы выспаться».

Как и в любом микромирке, здесь есть свои таланты. На памяти у всех сотрудников - Николай Куличков, отец знаменитого шоумена, ведущего программы «Такси». Волею судеб старик оказался на помойке - даже Андрей Малахов вмешивался, чтобы воссоединить семью. В доме ночного пребывания деду помогли выправить документы и определили в дом ветеранов. А пока он жил на ул. Рябова, то устраивал поэтические вечера».

Другой постоялец оказался заправским художником. Когда директор вручил ему холсты, краски и попросил написать несколько картин для украшения коридоров, бедняга аж прослезился: «Вам это правда интересно?».

Полотна вышли живописными - рассветы, закаты... На открытии биеннале маэстро преобразился до неузнаваемости: тщательно вымылся, побрился, приоделся.

«Каждому человеку нужно дать шанс», - убежден Артем Конарев.

Однако благодарность из уст постояльцев - редкое явление. В пример приводят сибирячку Ольгу: она полностью исправилась, завязала с зеленым змием. Сначала подрабатывала уборщицей, потом, восстановив документы, поехала к дочери, которую ей помогли найти через соцсети. Вскоре позвонила Артему Викторовичу и горячо благодарила за помощь.

Другой пример - отсидевший пять лет за грабеж молодой человек. Он завязал с криминальным прошлым, устроился на работу в селе, нашел там себе невесту и... пригласил директора дома ночного пребывания на свадьбу.

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 12, 22 марта 2016 г.

Фото с сайта: LINK

23 марта 2016, 13:48

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024