Несовершеннолетние в СИЗО

Зарешеченные окна, колючая проволока на крышах, недружелюбного вида большие собаки… Впрочем, ничего другого корреспондент «МЛ» и не ожидал здесь увидеть: следственный изолятор № 1 УФСИН России по Пензенской области - это классика жанра.

ЖИЗНЬ ВНУТРИ

СИЗО № 1 - старейшее режимное учреждение Пензенской области. Это здание было построено еще в позапрошлом веке! Ранее здесь находилась губернская тюрьма. А сейчас сюда направляют пензяков, которые подозреваются в совершении преступлений.

Объектом внимания группы общественников (которые и пригласили с собой корреспондента «МЛ») стали несовершеннолетние, которые ожидают суда или уже получили приговор. На сегодняшний день таковых пятеро.

Условия содержания в СИЗО почти не отличаются от обычной тюрьмы. Почти, потому что сидельцам предоставляется меньше свободы: они находятся под пристальным наблюдением, не могут выходить на прогулку. Подышать свежим воздухом разрешается только в специально отведенном для этого помещении, находящемся на крыше здания. Про такую комнату как раз и говорят: небо в клеточку. Вместо потолка здесь решетка.

Прибывшие в изолятор подростки сначала направляются на 10-дневный карантин. С ними работают психологи, соцработники, воспитатели. Они подготавливают несовершеннолетних к жизни в изоляторе, объясняют распорядок учреждения и его правила. Подъем в 6:00, отбой в 22:00. Банные процедуры два раза в неделю.

Условия содержания несовершеннолетних вполне цивилизованные: учебный класс, спортивно-тренажерный зал, кабинет воспитательной работы, молельная комната. Попадающие в СИЗО несовершеннолетние (и обвиняемые, и осужденные) обязаны учиться. Причем с уроков здесь не сбежишь, про домашнее задание не забудешь. Занятия проводят педагоги из городских школ. На уроки подозреваемые ходят покамерно, максимум по 2–3 человека. Благодаря усилиям учителей одна из подсудимых наконец-то освоила в свои 16 лет... алфавит!

В самих камерах просторно: помимо шконок есть стол, умывальник, полки с книгами и даже телевизор. Здесь чисто и тепло, но атмосфера в камере все равно удручающая…

В случае нарушения внутреннего распорядка виновники отправляются в камеру карцерного типа. Представьте себе помещение, в котором нет абсолютно ничего - ни стола, ни стульев, только откидная кровать, которая убирается в 6 утра. В такой камере человек, в зависимости от совершенного деяния, может провести до месяца. Но такое случается крайне редко.

«После обвинительного решения суда наши несовершеннолетние подопечные, как правило, отправляются в воспитательные колонии: девушки в Белгород, юноши в Арзамас, - рассказывает начальник СИЗО № 1 Валерий Шустов. - Проведенное в изоляторе время засчитывается в отбывание срока.

Бывали случаи, когда ребят оправдывали и они выходили на свободу с чистой совестью!»

ДЕТИ УЛИЦЫ

По словам сотрудников СИЗО, большая часть ребят попадает в изолятор по одной и той же схеме: инспекция по делам несовершеннолетних - центр временной изоляции - СИЗО. Заканчивается это «путешествие», как правило, в местах не столь отдаленных - тюрьмах и колониях-поселениях.

Один из нынешних сидельцев - 17-летний Роман Соколов (фамилии и имена всех фигурантов уголовных дел изменены). На вид - крепкий, подтянутый молодой человек, мог бы стать спортсменом или военным. Однако ему предъявлено обвинение в убийстве 85-летней пенсионерки. По версии следствия, юноша проник к ней в дом и стал требовать денег. Пожилая женщина оказалась не робкого десятка. И тогда Соколов расправился с несчастной, схватив с пола молоток. Затем он поджег дом.

Ранее молодой человек уже привлекался к уголовной ответственности за кражу и грабеж. При общении с корреспондентом «МЛ» он стеснялся - практически не поднимал глаз.

«Я окончил 9 классов и пошел учиться в техникум, - рассказывает свою биографию Роман Соколов. - Хотелось достать денег, вот и решил… Здесь нахожусь с 8 апреля».

По словам уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области Елены Столяровой, этот юноша воспитывался в многодетной семье, находящейся в социально опасном положении. Кроме Романа, в ней есть еще две дочки.

В той же камере находится Ильдар Абрамов, обвиняемый в причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111, ч. 2). По словам парня, он увидел, как его друзья дерутся, и решил вступиться за одного из них. В порыве злости ударил соперника «железкой по голове». Воспитывала Ильдара одна мама. Теперь молодого человека ждет суд.

Есть среди обитателей камер и те, кто уже получил срок. Одна из них - 15-летняя Алиса Смирнова из Башмаковского района. Ее ангельски милое личико и светлые глаза никак не вяжутся с совершенным преступлением. Вместе с 18-летним дружком эта барышня жестоко убила свою 12-летнюю подругу. «МЛ» рассказывал об этой трагедии, произошедшей в селе Подгорном.

14 января 2015 года в одном из заброшенных деревенских домов был найден труп ребенка. На теле девочки не было живого места, а ее голову размозжили камнем так, что брызнули мозги. Местные жители были в шоке - что за изверги могли сотворить такое?! Но следователи выяснили: к преступлению причастны старшие друзья убитой - Алиса и Игорь. Молодые люди сохраняли хладнокровие и не спешили признаваться в убийстве.

Однако сколько веревочке ни виться… В конце концов выяснилось: парочка решила отомстить девочке за то, что она рассказала об увлечении приятелей наркотиками.

Приговором Башмаковского районного суда молодому человеку было назначено наказание в виде 9 лет 8 месяцев лишения свободы. А Алисе Смирновой - в виде 9 лет 6 месяцев. Для подростка это практически максимальный срок, предусмотренный правосудием.

В присутствии общественников осужденная чувствовала себя раскованно, улыбалась, на судьбу не жаловалась. На вопрос, сожалеет ли о том, что стала убийцей, ответила лаконично: «Мне очень жаль ту девочку…»

«Вместе с мамой и отчимом Алиса жила в Москве, - рассказывает детский омбудсмен Елена Столярова. - Но они по каким-то своим причинам решили отправить ее к двоюродному дедушке в глухую деревню. Этот пожилой мужчина - инвалид, и девочка оказалась предоставлена сама себе. Она могла пропускать занятия в школе, связалась с плохой компанией. Кстати, в учебном учреждении эту девочку характеризуют хорошо: яркая, артистичная. Но в итоге вся ее энергия была направлена не в то русло, что и привело к беде».

В ближайшее время приговор будет вынесен и 17-летнему Андрею Коненко. Парень украл металлолом у предприятия, которое закрылось.

Андрей жил вдвоем с матерью. Женщина не работала, по словам молодого человека, отношения у них не ладились.

«Я написал маме письмо, но она мне пока не ответила, - вздыхает подросток. - Здесь она меня ни разу не навещала…»

Олеся Боровец

«Молодой ленинец», № 18, 3 мая 2016 г.

4 мая 2016, 13:57

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024