Несколько тысяч лет назад, когда человечество еще не придумало деньги, в мире царил натуральный обмен. Украшения «покупались» на гончарные изделия, мясо - на дрова. Затем в качестве денег выступали ракушки, табак. На смену им пришли золотые и серебряные слитки, монеты и, наконец, такие привычные бумажные купюры.
Но век 21-й диктует свои условия: денежки становятся виртуальными. Все больше людей оплачивает коммунальные услуги, мобильную связь и покупает товары, не выходя из дома. Магия электронных платежей - в их мгновенности.
Что несут миру электронные деньги - удобство или проблемы? Поговорить об этом мы попросили экономистов Полину Янову и Дмитрия Маслова, экс-сотрудника полиции Николая Зюлькина и психолога Ирину Жарову.
Дмитрий Маслов: «К преимуществам электронных денег стоит отнести низкую стоимость мгновенного перечисления с одного кошелька на другой (к примеру, из Пензы в любой конец планеты), анонимность использования, проведение покупок в реальном времени.
А в недостатки запишем следующее: электронные деньги не поддерживаются золотым запасом государства, а только организацией, породившей систему. Поэтому вряд ли разумно использовать их для крупных платежей и длительного накопления».
Полина Янова: «В XXI веке электронные деньги (ЭД) создали, по сути, параллельную неконтролируемую банковскую систему. Согласитесь, физически невозможно оценить миллиардные операции миллиардов же владельцев электронных кошельков. И все вроде бы рады. Но ущерб, который ежегодно наносят преступники в цифровом пространстве, Всемирный банк оценивает в 100 млрд долларов!
Хакеры взламывают базы данных платежных систем, запросто выуживают у пользователей пароли и коды, лишая их любых сбережений. Цифровая экономика таит в себе и другую опасность - риск банкротства.
Пользователь может лишиться всех денег, которые хранятся на счету платежной системы. Заводя электронный кошелек, вы принимаете эти правила игры. Если оператор обанкротился или лишился лицензии, владелец ЭД остается у разбитого корыта. Платежная система не считается банком, и страхование вкладов на нее не распространяется».
Николай Зюлькин: «Оргпреступность осваивает виртуальный мир очень активно. Любимая тактика кибержуликов - фишинг, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным. Это достигается путем массовых рассылок электронных писем, например, от имени банков. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, который внешне ничем не отличается от настоящего.
После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приемами побудить его ввести свои логин и пароль, что позволяет получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.
Если бы все финансовые организации заявляли о реальной статистике взломов, многие пользователи призадумались бы, следует ли превращать наличные в виртуальные».
Ирина Жарова: «В свое время небезызвестный Сергей Мавроди выдал фразу: «Ощущение, как будто ЭД созданы специально для меня». Вот и задумайтесь. Лично мне все эти схемы с виртуальными деньгами напоминают флешмоб: придуманный кем-то неизвестным сценарий вызывает массовую реакцию.
Тратить безнал всегда легче, вот кто-то и придумал кредитные карты и электронные деньги. ЭД стали сегодня основной причиной необдуманных трат. Люди все чаще покупают абсолютно ненужные им вещи, лишь бы быть не хуже других. Каждый сотый житель планеты уже страдает шопоголией!»
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 28, 14 июля 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024