«Смерть - причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому. Сейчас новое - это вы, но когда-то (не очень-то и долго осталось) вы станете старым и вас очистят. Простите за такой драматизм, но это правда». Эти слова принадлежат отцу цифровой революции, создателю современных смартфонов Стиву Джобсу. Он хорошо понимал, о чем говорил: Джобс долгих восемь лет тщетно боролся с раком...
Воодушевившись таким философским отношением к бренности человеческого существования, корреспондент «МЛ» решила лично побывать в юдоли скорби и печали и отправилась... в морг! Здание, где тотчас вспоминается сакраментальное «все там будем».
Областное бюро судебно-медицинской экспертизы в микрорайоне Шуист располагает специальными помещениями для хранения, опознания, вскрытия и выдачи трупов для захоронения. Здесь работают представители различных профессий: судмедэксперты, патологоанатомы, санитары, регистраторы, лаборанты.
Перед одними поставлена задача помочь родственникам достойно проводить близкого человека в последний путь, перед другими - определить, не покинул ли этот человек мир по чужой вине. Поэтому за год специалисты проводят более 3 500 исследований.
«Обывателю нет никакого дела до специфики наших профессий ровно до тех пор, пока в дом не постучится горе, - говорит замначальника областного бюро судебно-медицинской экспертизы Елена Власова.
- Если человек скончался скоропостижно в больнице либо дома без подозрений на криминал, тело отправляют к патологоанатому, который устанавливает причину смерти, а также определяет, была ли она неизбежной: не ошибся ли врач в постановке диагноза и не выбрал ли неверное лечение.
Что же касается судмедэкспертов, то к ним попадают погибшие при ДТП, пожаре, падении с высоты, с травмами от электричества, с признаками повешения, утопления, отравления, огнестрельными и колото-резаными ранениями и прочим. Судмедэксперты исследуют трупы, а после проводят следственную связь между телесными повреждениями и смертью, определяют, что именно стало ее причиной: внезапно настигшая болезнь, несчастный случай или чей-то злой умысел».
Здесь хорошо помнят труп скоропостижно скончавшегося мужчины - вымытый и доставленный в чистой одежде. Однако при исследовании эксперты обнаружили на груди усопшего 3 колотые раны. Специалисты предположили, что ранение нанесено вилами, и не ошиблись: вскоре следователи нашли орудие убийства и вычислили преступника.
В другой раз в морг привезли обгоревшие останки женщины без данных об обстоятельствах наступления смерти. Резонно предположить гибель во время пожара. Однако эксперты нашли на трупе колото-резаные ранения брюшной полости и выяснили, что именно эти прижизненные ранения привели к смерти. А пожар был имитирован для сокрытия преступления. Но следователи установили виновного, который понес серьезное наказание.
«Порой судмедэксперты спасают от тюрьмы попавших под подозрение, но невиновных в гибели человека людей, - листает документы на своем столе Елена Юрьевна. - Недавно таким счастливчиком стал водитель, якобы насмерть сбивший пешехода. При вскрытии трупа повреждений, приведших к смерти, обнаружено не было, зато налицо - обширный инфаркт миокарда, который и явился причиной гибели. Водитель успел затормозить, а пешеход упал сам: отказало его сердце. Справедливость восторжествовала: обвинение сняли.
Работают наши специалисты и с живыми людьми. В отделе экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, который расположен в отдельном корпусе, они определяют степень тяжести вреда, нанесенного здоровью человека, или, к примеру, выявляют признаки совершения половых преступлений против личности.
Гистологи проводят исследования образцов тканей внутренних органов и определяют по ним время, причины смерти и давность повреждений. Медики-криминалисты могут многое установить по следам на одежде или орудии преступления. Химики с легкостью ответят на вопрос, пил ли человек спиртное и в каком количестве, принимал ли лекарства или наркотики, а если был отравлен, то каким ядом.
Специалисты биологического отделения определяют объекты биопроисхождения (кровь, выделения, волосы и прочее) и их принадлежность тому или иному лицу. Есть отдел сложных экспертиз для определения факта ненадлежащего оказания медицинской помощи и любых других спорных, неоднозначных случаев».
Люди умирают ежедневно, и ни один рабочий день сотрудников морга не обходится без вскрытий. Приемом трупов занимаются санитары, они же проводят опись вещей и ценностей и готовят тело к вскрытию. Само исследование проводится в секционной (в морге их 4) - на удивление светлой и чистой комнате: помимо ламп, в ней несколько больших окон.
Здесь два металлических стола и многочисленные инструменты, которые любят демонстрировать в голливудских фильмах ужасов: секционный нож, пила, ножницы, молоток...
«Эксперт должен исследовать каждый орган и описать его состояние медрегистратору, - ведет меня по залу Елена Власова. - Сразу же проводится забор биологического материала для разных анализов. Хочу раз и навсегда развеять мифы о том, что мы продаем человеческие органы. От каждого из них мы берем небольшой кусочек толщиной в полсантиметра и длиной в 1-2 сантиметра. Материал направляется в лаборатории для дальнейших исследований и затем утилизируется».
После вскрытия все органы укладываются в труп, начинается подготовка тела к выдаче родственникам: бальзамирование для предотвращения гниения и разложения, санитарная обработка...
В случае же отказа родственников от бальзамирования, например, по религиозным обычаям, морг за сохранность внешнего вида тела ответственности не несет. Это услуга необязательная и платная, однако очень актуальная. А нередко специалиста просят сделать отправляющемуся в последний путь человеку макияж.
На вопрос, каково это - работать с покойниками, Елена Юрьевна отвечает: «Уважать нужно всех: и живых, и мертвых. В судебной медицине случайных людей нет, только те, кто твердо решил работать в профессии. Если кто-то понимает, что это не его, - уходит.
Никаких особых психологических требований к специалистам у нас нет. Мы сочувствуем людскому горю, но стараемся не пропускать каждую смерть через себя, тем более не примерять на близких. Конечно, каждый день видеть смерть - это не для слабонервных, поэтому стараешься от таких горестных сцен как-то отстраняться, иначе не выдержать...»
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 35, 30 августа 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024