Каждый месяц несколько прихожан Петропавловского храма в Пензе дают обет трезвости перед всем честным народом. За два года порядка двухсот человек получили из рук председателя приходского общества трезвости протоиерея Алексея Горшкова обетную грамоту, а по сути - путевку в новую жизнь.
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
«Я бы не имел морального права принимать у человека обет трезвости, если бы сам его не дал, - уверен отец Алексей. - Признаю: раньше в моей жизни был алкоголь, и мне очень стыдно за те времена. Конечно, я им не злоупотреблял, но соблазнял других, приглашая разделить со мной чашу. А затем понял: надо искоренять все это. 8 лет назад я, отслужив молебен, сам подписал обетную грамоту».
Сначала священник заключил сам с собой соглашение на пять лет. И сразу убедился, насколько лукавый силен! «Первые полтора года я только и делал, что считал, когда же закончится этот срок и я опять смогу вернуться к умеренному потреблению алкоголя, - признается батюшка. - Но потом силы душевные укрепились. Как говорят, открылось второе дыхание. Я словно обернулся назад и развел руками: ну и жизнь была, ни за что к ней не вернусь! И моментально отношения наладились - с паствой, с супругой, с детьми больше понимания стало. И главное, они перестали видеть спиртное дома».
А это, по мнению отца Алексея, самое главное в воспитании здоровой нации. Ужасно, когда ребятишки-детсадовцы чокаются за столом стаканами с соком или, рисуя праздник, изображают в центре стола огромную бутылку - значит, дома на это все насмотрелись...
ПОЛОВИНА СРЫВАЕТСЯ
Два года назад, когда приходское общество трезвости только создавалось, туда принимали всех. Однако КПД такого членства был довольно низким: не все дозревали до дачи обета, не все выдерживали его. «Тогда я решил, что людей нужно обучать трезвости, - рассказывает протоиерей Алексей Горшков. - Ритуалам пития же они у кого-то научились?
Теперь желающий отказаться от пьянства обязан прослушать цикл бесед. И вести дневник».
Эта тетрадка - аналог исповеди, только перед самим собой. Ежевечерне, перед сном, нужно честно записывать воспоминания: когда первый раз попробовал спиртное, что при этом почувствовал, за какой поступок, совершенный подшофе, до сих пор стыдно.
Показывать священнику все записи необязательно: если что-то слишком личное, можно просто написать и разорвать или сжечь. Но душа уже очистится от тяжелых воспоминаний. И, хочется верить, сделает выводы.
Когда беседы пройдены, наступает торжественный день молебна. Его служат по воскресеньям в 16:00. Выстояв службу (около 40 минут), человек публично, перед всеми собравшимися и перед Богом, конечно, обещает не притрагиваться к рюмке. Под специальные молитвы к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» он целует крест и расписывается в документе. Попутно дается зарок не сквернословить и не угощать спиртным других. Срок воздержания каждый определяет себе сам: минимум - три месяца, максимум - вся жизнь. Такие примеры уже были.
«Примерно половина прихожан срывается еще на стадии заполнения дневника, еще половина отпадает уже после принятия обета, - вздыхает отец Алексей. - Но радует, что люди приходят вновь. По большому счету, не так важно, выдержал ли человек эту «сделку» с совестью. Главное, что дорога вновь привела его в храм».
ОБЕТ ЗА ЧУДО
За год через этот ритуал проходит около 80 человек. Некоторые даже едут из других регионов - не везде есть приходские общества трезвости. Недавно обещание не пить дал житель Москвы - приехал в Пензу с мамой. Мать же привела сюда другого молодого человека - тот после развода с женой стал прикладываться к бутылке.
Вообще у каждого дающего обет своя жизненная история и своя боль. Например, один прихожанин Петропавловского храма решился на такой шаг, когда его дочь умерла от алкогольной интоксикации. Другой готовился к операции, и ему никак нельзя было срываться, а соблазны были, и срывы тоже.
Иногда обет дают сообща. Одна пензенская супружеская пара решила: если удастся зачать ребенка (с этим были проблемы на протяжении многих лет), то они станут жить абсолютно трезво. Чудесная новость пришла буквально через несколько недель. Обет трезвости стал благодарностью Господу.
По словам священника, больше всего его поражает позиция родственников некоторых пьющих: «Почему-то народ убежден, что трезвость - это промежутки между пьянством! Некоторые даже говорят: да нас устроит, если близкий просто научится аккуратно пить, чтобы без последствий - работает, живет, детей растит, и ладно. Очень прискорбно такое слышать. Поэтому мы с еще большим рвением стараемся направить людей на чистый и трезвый путь и, самое главное, привести к Богу».
«Молодой ленинец», № 39, 27 сентября 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024