Мастеров из Абашева лишили средств производства

В небольшом некогда старообрядческом селе Абашево, что под Спасском, издавна гордились своим народным промыслом - знаменитой абашевской игрушкой. Вот только традиции этого ремесла к настоящему моменту были бы утеряны, если бы не Ида Калимуллина.

Приехав жить в Абашево 30 лет назад из Казани, она создала фольклорный коллектив «Абашевская игрушка», представляющий собой лабораторию гончарного искусства, где сельских детишек учат лепить из глины. Некоторые ее ученики давно выросли, но все равно продолжают дело Калимуллиной. А сама Ида Сафиевна, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему мастерит абашевскую игрушку.

БЕГ ТРУСЦОЙ И ГОЛОДАНИЕ

В цветастом наряде, похожая на сказочную старушку-веселушку, Ида Калимуллина встречает нас на крылечке своего покосившегося дома. В руках держит увесистую игрушку.

«Это городовой баран, или, по-другому, коронованный, - объясняет Ида Сафиевна. - А костюм мне смастерила соседка, Мария Зиновьевна Липаткина. Ей за 90 уже, она из старообрядцев. Попросила я ее сшить что-нибудь, как из сказки, вот она и расстаралась. Пойдемте, я вам покажу дом-музей братьев Зоткиных».

И припустила так, что не угонишься.

«Неважно, сколько лет мне по паспорту, я чувствую себя на 16! - улыбается энтузиастка. - Я и бегом трусцой занимаюсь, и голоданием. Когда чувствую, что животик появляется, - неделю ничего не ем. А главный мой секрет долголетия - не позволяю себе бездельничать. Либо игрушки лепим с ребятами, либо дергаю начальников всех уровней, чтобы сделать жизнь села лучше».

Благодаря неуемной энергии Калимуллиной в село провели газ, ремонтируют мосты и дороги. Молодежь перестала уезжать из Абашева. Умирающее село стало оживать на глазах.

А ведь когда эта удивительная женщина приехала на житье в Абашево, местные приняли ее с недоверием. Тут старообрядцы исстари держались друг друга, и каждый новый человек был скорее поводом для беспокойства, чем для любопытства.

Впервые об абашевской игрушке Ида Сафиевна узнала в 1982 году, когда ей в руки попала книга Геннадия Блинова «Чудо-кони, чудо-птицы». Уже до этого она всерьез изучала народные промыслы России, а абашевская игрушка ее буквально пленила своей скромной красотой. Ведь в отличие от той же дымковской игрушки абашевская не такая яркая, но в то же время… в нее словно вложено больше души.

Приехав в 1984 году в Абашево, наша героиня отметила про себя, что это село глиняных дел мастеров. Одна улица занимается лепкой игрушек-свистулек, другая - горшков. Присмотрелась, купила здесь домик, а спустя два года и вовсе осела в Абашеве. Бросив престижную работу в Казани, начала учиться мастерству у старейших профессионалов гончарного дела - Тимофея Зоткина, Евдокии Зоткиной, Динея Малышева… А затем сама стала передавать секреты мастерства детям.

Правда, местные власти появлению Калимуллиной не особо обрадовались. Сначала она обивала пороги с просьбой дать ей ставку учителя рисования в абашевской средней школе, чтобы получать хоть какую-то зарплату, после - передать помещение под лабораторию народного творчества. Куда, кстати, впоследствии Ида Сафиевна провела свет, телефон, водопровод, сделала проект для газификации.

За свой счет, умудряясь обходиться минимумом средств, а больше рассчитывая на поддержку односельчан, создала дом-музей братьев Зоткиных, дом-музей Федосьи Голяшкиной. Сама же энтузиастка выступает в роли экскурсовода. Причем умеет так увлечь, что слушать ее можно часами.

«Многие думают, что это дом-музей Тимофея Зоткина. Но он жил в другом доме, а здесь жили его братья, тоже известные мастера, со своими семьями. Вот сразу за входом прялка и гончарный круг. Когда к нам приезжают туристы - а они приезжают со всей страны и даже из-за границы, - мы с ними садимся делать кувшины…»

ИЗ ТУПИКОВОГО СЕЛА - В ЦЕНТР ТУРИЗМА

Про себя Ида Калимуллина говорит, что она просветитель из династии просветителей. Отец - кандидат исторических наук, мать - педагог. У нее самой два высших образования, в том числе художественное.

«Абашево - это мой рубеж, - говорит Ида Сафиевна. - Я воинственная, за правду буду биться до победного конца, что для многих чиновников стало головной болью. Но зато в тупиковом селе, за которым практически нет дороги, появился целый комплекс народных промыслов, сюда регулярно наведываются экскурсии, даже прежний губернатор как-то заезжал, похвалил меня за настойчивость.

Мы же область прославляем, наши работы хранятся во многих музеях, в том числе в коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного творчества».

Заходим в лабораторию. Сначала своего рода выставочный зал, где все уставлено раскрашенными игрушками, а на стене - фотографии старых мастеров. В соседней комнате располагается мастерская. Здесь рождаются те самые знаменитые глиняные свистульки в виде животных.

В отдельной коробочке - глиняные осколки. По словам Калимуллиной, этим осколкам по сто или даже больше лет. Потрогав их, человек заряжается энергией старых умельцев, обладателей удивительного таланта.

А как еще, по-вашему, должна выглядеть связь поколений? Ну, не на словах же…

Вот так оптимизация!

Все бы хорошо, да только в начале прошлого года по указанию вышестоящих органов в лаборатории отключили газовое отопление, сняли и увезли газовый счетчик и печь для обжига творческих и учебных изделий из глины. Такая вот оптимизация в духе времени!

«Мне предложили перейти работать в Дом народного творчества, который находится в Пензе, - говорит Калимуллина. - Но ездить в город по три часа туда и обратно на рейсовом автобусе - тут и не всякий молодой выдержит.

Был вариант работать в здании сельской администрации, но там протекает крыша, к тому же работать художники могут круглосуточно, а там это придется делать по расписанию. Нам хотя бы в лабораторию отопление провести. А так все больше приходится работать дома. Летом вот, например, игрушки можно было и в земле обжигать, но и при комнатной температуре они неплохо сохнут».

Процесс изготовления игрушки довольно трудоемкий. Сначала отправляешься за околицу, в нескольких километрах от села находится глиняный карьер - глинище. Глину нужно как следует проморозить, можно даже в погребе. Затем размягчаешь ее в холодной воде, очищаешь от мусора. И только после этого начинаешь лепить игрушку-свистульку, просушиваешь, обжигаешь и покрываешь краской.

Промышленное производство абашевской игрушки, кстати, налажено в Спасске. Но, так сказать, аутентичное абашевское творчество ценится все же больше. И что бы делала сегодня Россия, если бы не такие люди, как Ида Сафиевна Калимуллина?

Яков Белкин

«Молодой ленинец», № 40, 4 октября 2016 г.

6 октября 2016, 14:23

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024